Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку от 13 февраля 2018 г. N 68/1
на проект федерального закона N 599495-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части введения отдельных ограничений и требований в отношении офшорных компаний)",
принятый Государственной Думой в первом чтении 14 ноября 2014 г.
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по финансовому рынку (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 599495-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект), принятый Государственной Думой в первом чтении 14 ноября 2014 года (постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 14 ноября 2014 года N 5401-6 ГД "О проекте федерального закона N 599495-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Законопроектом предлагается:
- ограничить субъектный состав контрагентов по определенным направлениям деятельности Внешэкономбанка только российскими юридическими лицами;
- ограничить возможность участия лиц, расположенных (зарегистрированных) в оффшорных зонах, на участие в закупках для обеспечения государственных нужд;
- ввести обязанность при государственной регистрации юридических лиц дополнительно сообщать информацию о контролирующих лицах учредителей - резидентов Российской Федерации.
По мнению авторов законопроекта, вышеназванные меры позволят решить задачи по деофшоризации российской экономики.
В этой связи Комитет отмечает следующее.
1. Внешэкономбанк с 2015 года в соответствии изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 января 2015 года N 16 в Меморандум о финансовой политике государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", осуществляет операции и сделки, стороной и (или) конечным бенефициаром стороны по которым являются юридические лица, зарегистрированные на территориях, включенных в утверждаемый Минфином России перечень государств и территорий (т.н. офшорные зоны), или физические лица, имеющие гражданство (подданство) государства, включенного в указанный перечень, в порядке, утверждаемом наблюдательным советом Внешэкономбанка.
Указанным порядком для Внешэкономбанка уже установлены соответствующие запреты и ограничения, а также механизмы контроля за совершением сделок с субъектами офшорных зон.
Кроме того, необходимо отметить, что проектируемые изменения не учитывают особый статус Внешэкономбанка как института развития, который осуществляет деятельность по реализации проектов в Российской Федерации и за рубежом, в том числе с участием иностранного капитала.
Так, введение прямых ограничений на осуществление финансирования инвестиционных проектов, в том числе в форме предоставления кредитов или участия в капитале коммерческих организаций, а также на выдачу банковских гарантий только российским юридическим лицам, может существенно повлиять на деятельность Внешэкономбанка в сфере поддержки экспорта российской продукции и продвижения продукции российских предприятий на зарубежных рынках, а также на предоставление Внешэкономбанком кредитов компаниям, находящимся в иностранной юрисдикции, и приобретающим экспортную продукцию отечественных производителей, в том числе и в рамках проводимых Внешэкономбанком мероприятий по исполнению решений и поручений Правительства Российской Федерации.
2. Проектируемые статьей 2 законопроекта изменения, предусматривающие исключение офшорных компаний из числа участников закупок, уже реализованы в рамках положений Федерального закона от 13.07.2015 N 227-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Проектируемые статьей 3 законопроекта изменения, предусматривающие предоставление в регистрирующий орган сведений о контролирующих лицах учредителей - резидентов Российской Федерации, также реализованы в действующем законодательстве.
В настоящее время соответствующие сведения представляются в налоговые органы в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации в редакции Федерального закона от 24.11.2014 N 376-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)".
Таким образом, по мнению Комитета рассматриваемый законопроект утратил свою актуальность.
Учитывая вышеизложенное, Комитет считает возможным рекомендовать Государственной Думе отклонить законопроект в соответствии со статьей 123 Регламента Государственной Думы.
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.