Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям
по проекту федерального закона N 269396-7 "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях"
(в части уточнения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации)",
(внесен депутатами Государственной Думы Г.И. Данчиковой, М.П. Беспаловой, В.В. Бузиловым, В.С. Скругом и др.)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям рассмотрел проект федерального закона N 269396-7 "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (далее - законопроект) и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения, дополняющие перечень полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области геологического изучения и разведки-месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения, указанный в статье 12 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", таким полномочием, как осуществление иных операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями, находящимися в собственности субъекта Российской Федерации.
Как следует из пояснительной записки, необходимость внесения подобных изменений обусловлена отсутствием в статье 12 указанного Федерального закона полномочий, наделяющих органы государственной власти субъектов Российской Федерации правом совершения таких важных операций, как хранение и экспонирование драгоценных металлов и драгоценных камней, с целью проведения которых создаются и используются государственные фонды драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем существующий перечень полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней не является закрытым. В соответствии с пунктом 6 статьи 12 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут быть наделены иными полномочиями в рамках договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе в отношении операций, являющихся предметом регулирования законопроекта. Однако в виду широкой поддержки представленной законодательной инициативы субъектами Российской Федерации можно предположить, что указанный правовой механизм не получил должного развития.
Следует отметить, что перечень операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями указан в статье 1 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях". Вместе с тем отсутствие в проектируемой норме прямой ссылки на упомянутую статью делает возможным расширительное толкование состава таких операций. Во избежание этого целесообразно конкретизировать их перечень, что позволит исключить правовую неопределенность в регулировании данного вопроса.
Учитывая, что государственное регулирование отношений в области использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, проектируемую норму следует дополнить соответствующим положением. Это позволит обеспечить необходимое правовое регулирование в вопросе наделения органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по осуществлению иных операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями, при котором затрагивается компетенция органов государственной власти Российской Федерации.
По законопроекту имеется также замечание об отсутствии в законопроекте ограничений на проведение субъектами Российской Федерации операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями, входящими в состав государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации и относимые одновременно к государственной части Музейного фонда Российской Федерации, что создает риск утраты подобных музейных ценностей.
Указанные замечания не носят концептуальный характер и могут быть устранены при доработке законопроекта ко второму чтению. В этой связи Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям считает возможным рекомендовать Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 269396-7 "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях".
Председатель Комитета |
Н.П. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.