Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 299785-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (в части повышения уровня безопасности детей, а также качества услуг, предоставляемых организациями отдыха и оздоровления детей), внесенный депутатами Государственной Думы И.А. Яровой, Ю.В. Кобзевым, З.Я. Рахматуллиной и др. (утв. решением Комитета от 21 декабря 2017 г. N 49/4)
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 23 ноября 2017 года (протокол N 63, пункт 40) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 299785-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (в части повышения уровня безопасности детей, а также качества услуг, предоставляемых организациями отдыха и оздоровления детей), внесенный депутатами Государственной Думы И.А. Яровой, Ю.В. Кобзевым, З.Я. Рахматуллиной и др.
Законопроектом предлагается внести изменения в статьи 12 и 12.1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации") и установить, что взаимодействие органов государственной власти субъектов Российской Федерации с родителями (лицами, их заменяющими) по вопросам организации отдыха и оздоровления детей должно осуществляться публично, и обращения родителей (лиц их заменяющих), направляемые в письменной форме или в форме электронных документов, и ответы на эти обращения подлежат размещению на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с учетом требований законодательства в области персональных данных. Также предлагается отнести к компетенции уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере организации отдыха и оздоровления детей разработку формы типового договора по оказанию услуг по организации отдыха детей и их оздоровления, а к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей - размещение реестра организаций отдыха и оздоровления детей на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации в сети "Интернет", а также утверждение и размещение на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации списка рекомендуемых туристских маршрутов (других маршрутов передвижения) для прохождения организованными группами детей.
В связи с данной законодательной инициативой в рамках своего ведения Комитет отмечает следующее.
Следует отметить, что решение вопросов организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время), осуществления мероприятий по обеспечению безопасности жизни и здоровья детей в период их пребывания в организациях отдыха детей и их оздоровления, осуществления регионального контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей, осуществления иных полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения (подпункт 24.3 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ). Указанные полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Конкретизация указанных полномочий в области организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей установлена отраслевым федеральным законом - Федеральным законом "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
Тем самым, по мнению Комитета, предлагаемые авторами законопроекта изменения соотносятся с положениями Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ и законодательства Российской Федерации в области организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей.
Вместе с тем следует отметить, что законопроектом предусматривается расширение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в рассматриваемой сфере правоотношений, и его принятие потребует выделения дополнительных денежных средств из бюджетов субъектов Российской Федерации, тем самым устанавливаются новые расходные обязательства. При этом в соответствии со статьей 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации принимаемый закон, предусматривающий увеличение расходных обязательств публично- правовых образований по существующим видам расходных обязательств либо введение новых видов расходных обязательств, которые до этого не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. Однако ни в тексте законопроекта, ни в пояснительной записке и финансово-экономическом обосновании указанные требования законодательства авторами не учитываются.
Кроме того, в случае принятия рассматриваемого законопроекта полагаем необходимым учитывать, что выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии их включения в закон о бюджете (пункт 2 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Однако Комитетом отмечается, что положения законопроекта направлены на повышение уровня безопасности детей, а также качества услуг, предоставляемых организациями отдыха и оздоровления детей, и заслуживают поддержки.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления полагает возможным поддержать концепцию проекта федерального закона N 299785-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (в части повышения уровня безопасности детей, а также качества услуг, предоставляемых организациями отдыха и оздоровления детей).
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.