Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 377596-7 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона подготовлен в целях реализации инициатив Президента Российской Федерации В.В. Путина по продлению срока "амнистии капитала" в 2018 году.
В настоящее время в Российской Федерации применяются правила налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний (КИК), внесенные в Налоговый кодекс Российской Федерации поправками, направленными на деофшоризацию экономики, принятыми в конце 2014 года. Действовавшие нормы законодательства о налогах и сборах предусматривали переходный период, в рамках которого в случае ликвидации контролируемой иностранной компании в срок до 31 декабря 2017 года ее собственник в России освобождался от обложения налогом на доходы физических лиц по ставке 13 процентов в отношении имущества, получаемого от ликвидируемой контролируемой иностранной компании (освобождение от налога т.н. "ликвидационных дивидендов"). При этом такое освобождение касалось любых получаемых при ликвидации активов контролируемой иностранной компании в виде имущества и имущественных прав, за исключением денежных средств. Также в случае выкупа активов контролирующим лицом у своей контролируемой иностранной компании и ее последующей ликвидации доходы такой контролируемой компании также не подлежали налогообложению в Российской Федерации налогом на прибыль КИК. Помимо этого, ликвидируемые до конца 2017 года контролируемые иностранные компании не признавались налоговыми резидентами Российской Федерации даже при наличии признаков фактического управления такими компаниями из Российской Федерации.
Проектом федерального закона предлагается продлить предельные сроки ликвидации контролируемых иностранных компаний на период до 1 марта 2019 года, а также внести в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации ряд норм, необходимых для реализации проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Для решения этих задач предлагается:
Во-первых, установить, что представление декларации в ходе второго этапа декларирования, предусмотренного проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" освобождает от взыскания налогов, связанных с задекларированным таким образом имуществом или счетами (вкладами) в зарубежных банках, за исключением налогов, подлежащих уплате в отношении прибыли и (или) имущества контролируемых иностранных компаний.
Во-вторых, предусмотреть, что в случае представления в ходе второго этапа декларирования вместе со специальной декларацией уведомлений об участии в иностранных организациях или о контролируемых иностранных компаниях такие уведомления не считаются представленными с нарушением установленных сроков.
В-третьих, освободить от обложения налогом на доходы физических лиц любые доходы в денежной и натуральной форме, которое получает физическое лицо при ликвидации контролируемой иностранной компании, в отношении которой такое физическое лицо является контролирующим лицом, если ликвидация такой компании завершена до 1 марта 2019 года.
В-четвертых, установить порядок определения расходов при расчете налога на доходы физических лиц при реализации физическим лицом - декларантом, воспользовавшимся "амнистией капитала", имущества, полученного им от номинального владельца, аналогичный порядку определения расходов при безналоговом получении имущества от ликвидируемой контролируемой иностранной компании.
В-пятых, продлить сроки, в течение которых ликвидируемая контролируемая иностранная компания не признается налоговым резидентом Российской Федерации, а также в течение которых в доходы и расходы ликвидируемой контролируемой иностранной компании не включаются доходы и расходы от реализации активов контролирующему лицу такой контролируемой иностранной компании. Такой срок предлагается установить - 1 марта 2019 года.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)" не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета Российской Федерации и бюджетов субъектов Российской Федераций.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.