Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 393184-7 "О внесении изменения в статью 36 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 36 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) предусмотрено внесение изменения в пункт 2 статьи 36 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) с целью уточнения возраста несовершеннолетнего гражданина, по достижении которого с разрешения органа опеки и попечительства (при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного) возможно раздельное проживание с ним попечителя.
Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет. По достижении малолетним подопечным четырнадцати лет опека над ним прекращается, а гражданин, осуществлявший обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного решения об этом (Статьи 33 и 40 Гражданского кодекса).
При этом статьей 26 Гражданского кодекса установлена специальная дееспособность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.
Пункт 2 статьи 20 Гражданского кодекса РФ определяет место жительства как несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, так и граждан, находящихся под опекой, которым признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов. При этом относительно граждан, которые достигли 14 лет или находятся под попечительством, следует, что их место жительство может быть определено иным образом и может не совпадать с местом жительства родителей, усыновителей, попечителей.
Безусловно, ребенок, не достигший 18 лет, должен проживать по общему правилу с родителями или лицами, их заменяющими. Следует учитывать, что деятельность попечителей, как и опекунов, носит возмездный характер и имеет целью присмотр, заботу, воспитание ребенка, в связи с чем, раздельное проживание попечителя и подопечного по общему правилу требуют совместного проживания. Однако как для детей, имеющих родителей, так и детей, находящихся под попечительством, должны быть предусмотрены отдельные исключения. Пунктом 2 статьи 36 Гражданского кодекса РФ такие исключения допускаются для лиц, достигших 16 лет. Однако возможность таких исключений актуальна и для подростков в возрасте от 14 до 16 лет, например, в целях прохождения обучения с проживанием в месте нахождения учебного учреждения (пансионное обеспечение) либо лечение, прохождение реабилитации и т.п. При этом функции попечителя по воспитанию и присмотру будут осуществляться соответствующими учреждениями. Кроме того, возможность раздельного проживания указанных лиц дает право на получение жилья, предоставляемого согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", не только по месту жительства попечителя. Во всех случаях раздельное проживание должно быть исключением и обусловлено разрешением органа опеки и попечительства, осуществляющим проверку того, что раздельное проживание не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.
Предлагаемые законопроектом изменения направлены на устранение неоднозначного толкования норм статей 20 и 36 Гражданского кодекса.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация законопроекта не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий и не потребует выделения дополнительных расходов из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Проектов федеральных законов (федеральных законов), аналогичных по своему содержанию законопроекту, на рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации не находится.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 36 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"
Реализация федерального закона "О внесении изменения в статью 36 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 36 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 36 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 36 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 36 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.