Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 405991-7 "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Законопроект подготовлен в целях реализации послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 1 марта 2018 года, в котором главным приоритетом и ключевым фактором развития страны названо повышение качества жизни и благосостояния граждан, а одной из главных задач - снижение уровня бедности в 2 раза за шесть лет.
В Российской Федерации в основе определения бедности лежит абсолютный подход. Данный подход закреплен Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", в соответствии с которым величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ и в субъектах РФ определяется ежеквартально как стоимостная оценка потребительской корзины.
Прожиточный минимум, характеризующий минимально допустимые границы потребления важнейших материальных благ и услуг и обеспечивающий лишь физиологическое выживание, был введен в 1992 году Указом Президента РФ от 02.03.1992 N 210 в качестве временной меры на период преодоления кризиса. В дальнейшем Правительству Российской Федерации и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации было рекомендовано разрабатывать минимальные потребительские бюджеты, удовлетворяющие основные материальные и духовные потребности и использовать их при формировании перспективной социально-экономической политики.
По истечении более двадцати лет минимальные потребительские бюджеты, превышающие по оценке прожиточный минимум более чем в два раза, так и не были введены в практику.
Следует отметить, что согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года ориентиром для установления минимального размера оплаты труда определен восстановительный потребительский бюджет, превышающий прожиточный минимум трудоспособного населения в 2-2,4 раза. Восстановительный потребительский бюджет также до сих пор не используется.
Все предпринятые попытки по изменению состава потребительской корзины, определению величины прожиточного минимума на основе нормативно-статистического метода не отразились существенно на величине прожиточного минимума. В настоящее время его размер унизительно низок, не обеспечивает ни достойного, ни даже приемлемого уровня жизни российских граждан.
На уровне прожиточного (физиологического) минимума в России в течение длительного времени проживают миллионы инвалидов, пенсионеров, работников бюджетной сферы, что неприемлемо для великой страны с таким огромным потенциалом.
В целях повышения величины прожиточного минимума законопроектом предлагается изменить соотношение стоимости непродовольственных товаров и услуг со стоимостью продуктов питания. Согласно статье 2 Федерального закона от 3 декабря 2012 года N 227-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" непродовольственные товары определены в размере 50 % стоимости продуктов питания, услуги - также в размере 50 % стоимости продуктов питания.
Законопроектом предлагается непродовольственные товары определить в размере 100 % стоимости продуктов питания, услуги - также в размере 100 % стоимости продуктов питания, то есть продукты питания будут составлять не половину стоимости потребительской корзины, а треть, что соответствует мировой практике, треть составят расходы на непродовольственные товары и треть - услуги.
Необходимость увеличения расходов на непродовольственные товары и услуги обусловлено значительным с ростом цен на лекарства, услуги ЖКХ, платную медицину и образование.
Принятие законопроекта приведет к увеличению на треть величины прожиточного минимума, что улучшит положение граждан, получающих заработную плату на уровне МРОТ, а также малообеспеченных пенсионеров и инвалидов, что обеспечит сбережение народа нашей страны.
Полагаем, что сокращать бедность следует не продлением срока действия существующей потребительской корзины и регулированием инфляции, а обеспечением достойного уровня жизни российских граждан, повышением потребительского спроса как основы для роста и развития экономики России.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета в 2018 году.
Дополнительные расходы федерального бюджета, которые потребуются на реализацию законопроекта в 2019 году в связи с вступлением в силу с 1 января 2019 года новой потребительской корзины, содержащей минимальный набор продуктов питания, приближенный к рациональным нормам потребления, должны быть учтены при разработке проекта федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.