Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 405757-7 "О внесении изменения в статью 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за самовольное занятие земельных участков, которое может выражаться в противоправной застройке земельного участка, временном или постоянном складировании и других противоправных действиях.
При этом лица, самовольно занимающие землю, осознанно понимают, что любой земельный участок принадлежит собственнику (гражданам, юридическим лицам, муниципальным образованиям, субъектам Российской Федерации или Российской Федерации).
Однако граждане и застройщики регулярно сталкиваются с проблемой самовольного занятия земельных участков, в отношении которых у владельцев установленных объектов движимого имущества (торговых киосков, металлических гаражей, контейнеров, хозяйственных построек) отсутствуют правоустанавливающие документы либо право на использование указанных земельных участков прекратилось.
При этом если один из жильцов (собственников помещений в многоквартирном доме) самовольно захватывает часть дворовой территории, он тем самым ограничивает права собственников или владельцев общего имущества на доступ к этому имуществу и пользование им. Также и при строительстве новых сооружений возникают сложности с освобождением участков от незаконно установленных объектов, что приводит к увеличению сроков строительства и их себестоимости в целом.
Согласно статье 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности.
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 названной статьи.
Из смысла приведенных правовых норм в их взаимосвязи следует, что в случае признания постройки самовольной суду надлежит определить ее юридическую судьбу, возложив на лицо, создавшего это постройку, обязанность снести ее либо признав за ним право собственности на самовольную постройку.
Кроме того, согласно изменениям, принятым Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 258-ФЗ "О внесении изменений в статью 222 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", органы местного самоуправления городского округа (муниципального района в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории) вправе принять решение о сносе самовольной постройки в случае создания или возведения ее на земельном участке, не предоставленном для этих целей, если этот земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ) или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения.
Таким образом, законодательно урегулирован вопрос освобождения земельных участков от самовольных построек, однако на практике реализация указанных норм может занимать значительное время, что, в свою очередь, приводит к незаконному ограничению использования придомовой территории гражданами, убыткам добросовестных предпринимателей, желающих приступить к производству подготовительных работ, являющихся неотъемлемой частью и начальным этапом строительных работ по возведению многоквартирных жилых домов.
При этом ответственность, установленная статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - относительно небольшая по сравнению с ущербом, наносимым пользователям и собственникам земли.
В целях предупреждения административных правонарушений в сфере охраны земли и собственности настоящий проект федерального закона предлагает ужесточить ответственность за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Реализация Федерального закона "О внесении изменения в статью 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не повлечет дополнительных расходов из бюджетов всех уровней.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.