Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по международным делам
на проект федерального закона N 318826-7 "О ратификации Протокола о внесении изменений в Договор между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 5 марта 1996 г."
Досье на проект федерального закона
Комитет по международным делам рассмотрел проект федерального закона N 318826-7 "О ратификации Протокола о внесении изменений в Договор между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 5 марта 1996 г." (далее - Протокол, Договор), внесенный в Государственную Думу Президентом Российской Федерации 20 ноября 2017 года.
Основной целью Протокола, подписанного в г. Москве 28 марта 2017 года, является совершенствование международно-правовой базы российско-иранского сотрудничества по вопросам оказания правовой помощи по гражданским и уголовным делам в рамках одноименного Договора, заключенного договаривающимися Сторонами 5 марта 1996 года.
Указанный Договор вступил в силу в июле 2000 года. В настоящее время потребовалось привести Договор в соответствие с современной международной договорной практикой путем внесения в него соответствующих изменений и дополнений.
В частности, Протоколом предлагается новая редакция статьи 4 Договора, в которой определены центральные органы, уполномоченные на реализацию Договора. Для Российской Федерации такими органами являются: в целях исполнения просьб об оказании правовой помощи по граждански делам - Министерство юстиции Российской Федерации; в целях исполнения просьб об оказании правовой помощи по уголовным делам: по вопросам, связанным с деятельностью судов Российской Федерации - Министерство юстиции Российской Федерации; по всем иным вопросам оказания правовой помощи и в целях исполнения просьб о выдаче - Генеральная прокуратура Российской Федерации.
Протокол также вносит изменения в статью 56 Договора "Отказ в выдаче". Так, согласно подпункту 5 пункта 1 указанной статьи в редакции Протокола выдача не имеет места, если у запрашиваемой договаривающейся Стороны имеются достаточные основания полагать, что просьба о выдаче представлена с целью преследования или наказания лица по признаку расы, пола, вероисповедания, гражданства, этнического происхождения или в связи с его политическими или иными убеждениями. Кроме того, более детально, чем это было в Договоре (статья 65), Протоколом прописан механизм осуществления выдачи.
Посредством Протокола Договор дополняется тремя новыми статьями: статьей 6 bis "Конфиденциальность и ограничения в использовании информации", а также статьями 73 bis "Изменение настоящего Договора" и 73 ter "Решение разногласий". Статьей 5 Протокола предусматривается исключение из Договора статей 27 и 28, которые касаются вопросов усыновления, поскольку институт усыновления отсутствует в иранском законодательстве.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Протокол вступает в силу по истечении 30 дней с даты получения по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу. По информации МИД России, на сегодняшний день Исламская Республика Иран не уведомила Российскую Федерацию о выполнении таких процедур.
По мнению Комитета по международным делам, ратификация Протокола будет способствовать достижению целей правосудия, защите прав и законных интересов российских граждан, обеспечению более эффективного сотрудничества между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран в области борьбы с преступностью.
В соответствии с заключением Правительства Российской Федерации N 8233п-П4 от 13 ноября 2017 года реализация Протокола не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета.
В связи с изложенным Комитет по международным делам рекомендует Государственной Думе ратифицировать Протокол о внесении изменений в Договор между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 5 марта 1996 г.
Председатель Комитета |
Л.Э. Слуцкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.