Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 24 июля 2017 г. N 3.5-04/1159
на проект федерального закона N 927133-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования отношений, связанных с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды"
Досье на проект федерального закона
Комитет рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования отношений, связанных с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды" (далее - Закон), принятый Государственной Думой 19 июля 2017 года, и отмечает следующее.
Закон разработан Правительством Российской Федерации в целях совершенствования законодательства об ответственности за преступления, связанные с неуплатой страховых взносов.
В связи с тем, что страховые взносы в государственные внебюджетные фонды не являются налоговыми платежами, уклонение от их уплаты не преследовалось в порядке, определенном статьями Уголовного кодекса Российской Федерации, регулирующими преследование в порядке, определенном для налогов и (или) сборов. Необходимо отметить, что в отношении единого социального налога, отмененного Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ с 1 января 2010 года, ранее была установлена уголовная ответственность.
Законом вводится уголовная ответственность за уклонение физического лица или организации, которые являются плательщиками страховых взносов от их уплаты в крупном размере, за сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание страховых взносов, а также за уклонение страхователя - физического лица, страхователя-организации от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд. Соответствующие изменения вносятся в Уголовный кодекс Российской Федерации.
При этом под физическим лицом - плательщиком страховых взносов понимаются индивидуальные предприниматели и физические лица, которые производят выплаты и иные вознаграждения физическим лицам и в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах обязаны уплачивать страховые взносы.
Крупным размером для физических (юридических) лиц для целей определения размеров, в которых происходит уклонение физического лица - плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов признается сумма за период в пределах трех финансовых лет подряд более девятисот тысяч (пяти миллионов) рублей, при условии, что доля неуплаченных страховых взносов превышает 10 (25) процентов сумм страховых взносов подлежащих уплате в совокупности, либо превышает два миллиона семьсот тысяч (пятнадцать миллионов) рублей. Особо крупным размером - сумма более четырех (пятнадцати) миллионов пятисот тысяч рублей за период в пределах трех финансовых лет подряд, при условии, что доля неуплаченных страховых взносов превышает 20 (50) процентов подлежащих уплате сумм страховых взносов в совокупности, либо превышающая тринадцать (сорок пять) миллионов пятьсот тысяч рублей.
Законом с пяти до трех лет сокращаются предельный сроки лишения свободы и принудительных работ, предусмотренные за сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов, сборов, страховых взносов. При этом вводится новая ответственность за те же деяния в особо крупном размере, предельные сроки лишения свободы за которые составляют уже до семи лет, а принудительных работ - до пяти лет.
Вводится новый вид ответственности за уклонение страхователя - физического лица (страхователя-организации) от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд в крупном размере.
Под крупным размером для физических (юридических) лиц подразумевается сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более шестисот тысяч (двух миллионов) рублей, при условии, что доля неуплаченных взносов - превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм взносов, либо превышающая один миллион восемьсот тысяч (шесть миллионов) рублей. Под особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более трех (десяти) миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных страховых взносов в государственный внебюджетный фонд превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм страховых взносов в государственный внебюджетный фонд, либо превышающая девять (тридцать) миллионов рублей.
Наказание в отношении физических лиц в крупном (особо крупном) размере предусмотрено в виде штрафа в размере до двухсот (трехсот) тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух (трех) лет либо обязательных работ на срок до трехсот шестидесяти часов (принудительных работ на срок до одного года, либо лишения свободы на тот же срок).
Наказание в отношении юридических лиц в крупном размере (либо по предварительному сговору, либо в особо крупном размере) - штраф в размере от ста до трехсот (от трехсот до пятисот) тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от года до двух лет (от года до трех), либо принудительными работами на срок до одного года (до четырех лет) с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до одного года (до четырех лет).
Положения об освобождении от уголовной ответственности в случае возмещения в полном объеме ущерба, причиненного бюджетной системе Российской Федерации в результате преступления лицом, совершившим преступление впервые распространяются на страхователей - физических лиц, а также страхователей-организаций, уклоняющихся от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд.
При этом под возмещением ущерба, причиненного бюджетной системе Российской Федерации, понимается уплата в полном объеме недоимки, пеней и штрафов в размере, определяемом в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и (или) законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с учетом представленного налоговым органом или территориальным органом страховщика расчета размера пеней и штрафов.
В связи с вышеуказанным, Законом также вносятся изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, которыми изменяется порядок возбуждения уголовных дел и регламентируется порядок рассмотрения сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями Уголовного кодекса Российской Федерации в редакции Закона.
Так, при поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 199.3 и 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, следователь направляет в территориальный орган страховщика, в котором состоят на учете страхователь - физическое лицо или страхователь-организация, которые обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд, копию такого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам, сборам и (или) страховым взносам.
Порядок прекращения уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 198 - 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, также аналогичен порядку прекращения дел по налоговым преступлениям, с тем различием, что следователь направляет копию постановления о прекращении уголовного дела в налоговый орган или территориальный орган страховщика, направившие в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний материалы для принятия решения о возбуждении уголовного дела.
Необходимо отметить, что в качестве меры пресечения в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении указанных преступлений, (как и по ряду экономических преступлений), не может быть применено заключение под стражу, в случае если он имеет постоянное место жительства на территории Российской Федерации, личность его установлена, им не нарушена ранее избранная мера пресечения, а также он не скрывается от органов предварительного расследования или от суда.
В связи с вышеуказанным, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования отношений, связанных с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды".
Председатель комитета |
С.Н. Рябухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.