Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по социальной политике от 24 июля 2017 г. N 3.8-04/1769
на проект федерального закона N 927133-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования отношений, связанных с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел в части вопросов своего ведения Федеральный закон "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования отношений, связанных с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 19 июля 2017 года.
Проект названного Федерального закона был внесен на рассмотрение Государственной Думы Правительством Российской Федерации 11 ноября 2015 года и был принят 19 февраля 2016 года в первом чтении, 14 июля 2017 года во втором чтении и 19 июля 2017 года в третьем чтении. В ходе подготовки проекта Федерального закона ко второму чтению членами Совета Федерации в Государственную Думу поправки не направлялись.
Федеральный закон направлен на совершенствование законодательства об ответственности за преступления, связанные с неуплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Счетная палата Российской Федерации в своих заключениях на проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год и на плановый период неоднократно отмечала, что в законодательстве Российской Федерации есть неурегулированные вопросы, препятствующие эффективной работе органов контроля за уплатой страховых взносов по администрированию страховых взносов, уплачиваемых в государственные внебюджетные фонды.
С 1 января 2017 года утратил силу Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования". Вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются главой 34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, администратором указанных страховых взносов является Федеральная налоговая служба. Фонд социального страхования Российской Федерации сохранил контрольные функции за уплатой страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Федеральным законом вводится уголовная ответственность для плательщиков страховых взносов (организаций, индивидуальных предпринимателей и не являющихся индивидуальными предпринимателями физических лиц, которые производят выплаты и иные вознаграждения физическим лицам) за уклонение от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, а также за сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно быть произведено взыскание налогов, сборов, страховых взносов.
Кроме того, предлагаются изменения в отдельные статьи Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, направленные на регламентацию подсудности уголовных дел, подследственности, порядка рассмотрения сообщения об указанных преступлениях и принятия соответствующего процессуального решения.
Предлагаемые Федеральным законом меры ответственности за уклонение от уплаты страховых взносов, в том числе совершенное в крупном или особо крупном размерах, обеспечат повышение собираемости средств в бюджет и могут стать действенным механизмом защиты фискальных интересов государства, а также позволят защитить права работников на социальное обеспечение.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Правовое управление Аппарата Совета Федерации в своем заключении отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования отношений, связанных с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды", принятый Государственной Думой.
Председатель Комитета |
В.В. Рязанский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.