Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по образованию и науке
на проекте федерального закона N 22875-7 "О внесении изменения в статью 36 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
(об изменении размера норматива для формирования стипендиального фонда)
внесен депутатами Государственной Думы Я.Е. Ниловым, М.В. Дегтяревым, Д.И. Савельевым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по образованию и науке рассмотрел указанный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается внести изменение в статью 36 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), дополнив Федеральный закон частью 10.1, согласно которой минимальный размер норматива для формирования стипендиального фонда не может быть ниже минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ).
В соответствии с Федеральным законом нормативы для формирования стипендиального фонда по каждому уровню профессионального образования и категориям обучающихся устанавливаются с учетом уровня инфляции для обучающихся по очной форме обучения: за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета - Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответственно.
Вопросы совершенствования стипендиального обеспечения студентов являются, безусловно, актуальными и не раз рассматривались на заседаниях Комитета, парламентских слушаниях, круглых столах. Однако, Комитет считает предложенную концепцию законопроекта ошибочной и не поддерживает ее по следующим основаниям.
Статьей 3 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" установлено, что МРОТ применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Применение МРОТ для других целей не допускается. Выплата стипендий к числу указанных целей не относится, авторами законопроекта корреспондирующие изменения в указанный закон не предусматриваются.
Как следует из финансово-экономического обоснования, принятие законопроекта потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета, однако оценить их размеры ввиду отсутствия в материалах к законопроекту необходимых расчетов не представляется возможным. В нарушение требований статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации законопроект не содержит норм, определяющих источники и порядок исполнения увеличенных расходных обязательств. Таким образом, вопрос об источниках финансирования, необходимых для реализации данного законопроекта, не решен.
Кроме этого, законопроект содержит неустранимое внутреннее противоречие в части установления на федеральном уровне минимального размера норматива для формирования стипендиального фонда для обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Данный подход фактически означает установление Российской Федерацией объемов расходных обязательств субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, что нарушает принцип самостоятельности бюджетов, закрепленный статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Необходимо отметить, что в соответствии с Федеральным законом установлены различные виды стипендий (государственная академическая стипендия студентам, государственная социальная стипендия студентам, стипендии Президента и Правительства Российской Федерации, именные стипендии и другие). Кроме этого, образовательным организациям выделяются средства на оказание материальной поддержки нуждающимся студентам в размере 25% стипендиального фонда. При этом академическая, социальная стипендия и материальная поддержка максимальным размером не ограничиваются и определяются образовательной организацией с учетом мнения совета обучающихся и выборного органа первичной профсоюзной организации. Конкретный студент, в зависимости от успехов в обучении, социального положения может претендовать на несколько видов стипендий. Таким образом, размер получаемой студентом стипендии не имеет прямой связи с размером норматива для формирования стипендиального фонда.
Правительство Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации не поддерживают принятие законопроекта. Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы содержит замечание в части несогласованности предлагаемых изменений с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
На представленный законопроект поступили отзывы от:
- законодательных (представительных) органов государственной власти 29 субъектов Российской Федерации, 19 отрицательных и 10 положительных;
- высших исполнительных органов государственной власти 37 субъектов Российской Федерации - 34 отрицательных и 3 положительных.
При этом законопроект не поддержали 14 субъектов Российской Федерации, поддержали 2 субъекта Российской Федерации.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по образованию и науке рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 22875-7 "О внесении изменения в статью 36 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
Председатель Комитета |
В.А. Никонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.