Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 428309-7 "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации" подготовлен в целях поддержки и развития сферы легкой промышленности, посредством усовершенствования механизма патентования промышленных образцов путем предоставления временной правовой охраны результатам интеллектуальной деятельности в сфере дизайна, отвечающим установленным Гражданским кодексом Российской Федерации требованиям к промышленным образцам.
Законодательство в сфере защиты интеллектуальных прав на промышленные образцы развивается, одним из важных шагов в этом направлении стала ратификация Женевского акта Гаагского соглашения о международной регистрации промышленных образцов 1999 года (Федеральный закон от 03.04.2017 г. N 55-ФЗ), которым предусматривается процедура международной регистрации промышленного образца.
Приказом Минпромторга России от 24.09.2009 г. N 853 "Об утверждении Стратегии развития легкой промышленности России на период до 2020 года и Плана мероприятий по ее реализации" утверждена Стратегия развития легкой промышленности России. Разработчики Стратегии развития легкой промышленности подчеркивают, что "в условиях ужесточения конкуренции все большее значение в занятии лидирующих позиций на мировом рынке приобретает конкурентоспособность товаров (качество, дизайн, новые потребительские, медико-биологические и функциональные свойства и другие)". При этом дизайн изделия учитывается как характеристика, способствующая повышению конкурентоспособности продукции российских производителей одежды как на внутреннем, так и на внешнем рынках, что особенно важно в свете решения проблем легкой промышленности.
Правовое регулирование охраны дизайна одежды в таких условиях приобретает большое значение. Благоприятный режим охраны позволит стимулировать творческую активность российских дизайнеров, упростит выход на рынок молодых специалистов. Режим охраны дизайна одежды, обуви и аксессуаров должен учитывать такие особенности изделия, как непродолжительный цикл жизни одежды на рынке в качестве товара, ее ориентированность на модные тенденции, потребности покупателей.
Существующие механизмы патентно-правовой охраны дизайнерских решений, отвечающих требованиям, установленным к промышленным образцам, не применимы к дизайну одежды, обуви и аксессуаров ввиду достаточно длительных сроков регистрации промышленных образцов. Согласно Административному регламенту предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по государственной регистрации промышленного образца и выдаче патента на промышленный образец, его дубликата (утв. Приказом Минэкономразвития России от 30.09.2015 N 696) срок государственной регистрации промышленного образца и выдачи патента составляет двадцать месяцев и две недели.
На решение указанной задачи направлен предлагаемый в настоящем законопроекте механизм временной правовой охраны промышленных образцов.
При этом необходимо отметить, что правовая охрана дизайна продукции легкой промышленности механизмами авторского права является не вполне эффективной. Известно, что авторское право защищает форму произведения, но не его содержание. По этой причине в случаях, когда происходит не полное, а частичное заимствование объекта авторских прав, доказать нарушение исключительного права достаточно сложно. Применительно к сфере легкой промышленности необходимо отметить, что заимствование общей концепции дизайна с изменением несущественных деталей, делает применение механизмов авторско-правовой охраны затруднительной. Возникающее в силу факта создания, не требующее какой-либо регистрации, исключительное право на произведения (объекты авторских прав) достаточно сложно защищается в судебном порядке. Помимо факта нарушения, автору необходимо также доказывать, что именно он является автором и правообладателем конкретного произведения. Совокупность указанных выше обстоятельств делает процесс защиты прав на произведение долгим, затратным и неэффективным.
В то же время институт промышленного образца предусмотрен законодательством непосредственно для охраны внешнего вида (дизайна) изделий, в том числе, дизайна изделий легкой промышленности. Предусматривая специальную патентно-правовую охрану для внешнего вида изделий, законодатель исходил из необходимости охраны содержания объекта, а не его формы. В этом смысле именно патентно-правовая охрана с использованием средств защиты, предусмотренных для промышленных образцов, адекватно отвечает требованиям защиты прав авторов (дизайнеров).
При этом, предложенный механизм патентно-правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности в сфере дизайна не исключает возможности охраны произведений как объектов авторских прав (если такие результаты отвечают критериям охраноспособности объектов авторских прав).
Важность вопроса правовой охраны объектов дизайна и модных образцов обуславливается еще и внешнеэкономическими факторами, важнейшим из которых является вступление Российской Федерации в ВТО, что, несомненно, приводит к снижению таможенных тарифов и, как следствие, к снижению стоимости импортных товаров на российском рынке. Это, в свою очередь, ослабляет позиции российских производителей и заставляет их снижать стоимость товара, что также может негативно сказаться на отрасли легкой промышленности в целом.
Предлагаемое усовершенствование позволит более полно обеспечить правовую охрану результатов интеллектуальной деятельности работников легкой промышленности, индустрии моды. На данный момент в условиях острой конкуренции между производителями (как российскими, так и зарубежными) защита отечественных дизайнеров, способных создавать оригинальные и творческие модели, от копирований и заимствований их работы, должна являться приоритетным направлением в поддержке и развитии отрасли легкой промышленности.
В отсутствие предлагаемого механизма временной правовой охраны, а также с учетом характера результатов интеллектуальной деятельности дизайнеров (которые, в свою очередь, являются одними из основных обладателей прав на промышленный образец), данная сфера остается без должной правовой защиты.
Важность специального регулирования в отношении охраны текстильных образцов предусмотрено в Соглашении о торговых аспектах интеллектуальной собственности (ТРИПС) (вступило в силу для России 22 августа 2012 года), где указано, что государство гарантирует, чтоб условия обеспечения охраны текстильных образцов, в частности применительно к любым расходам, экспертизе или публикации, не препятствовали неоправданным образом возможности добиваться предоставления такой охраны и ее получения. Государства свободны соблюдать это обязательство посредством законодательства о промышленных образцах или законодательства об авторском праве (пункт 2 статьи 25).
С учетом отмеченных выше положений об авторско-правовой охране, наиболее эффективным вариантом решения задачи по надлежащему обеспечению прав дизайнеров является совершенствование механизма правовой охраны промышленных образцов путем введения режима их временной правовой охраны по аналогии с существующим механизмом в отношении изобретений.
Следует отметить, что механизм временной правовой охраны промышленных образцов был предусмотрен ранее действовавшим законом Патентным законом Российской Федерации (1992 г.), однако его применение было связано с уведомлением, которое должно было направляться заявителем использующему промышленный образец лицу.
В настоящем законопроекте предлагается решить вопрос о временной правовой охране промышленных образцов с момента публикации сведений о заявке в официальном бюллетене федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатента) (по аналогии с изобретениями), причем такая публикация осуществляется лишь по ходатайству заявителя.
Данное решение не потребует бюджетных затрат, однако позволит распространить правовую защиту на довольно широкий круг субъектов, будет способствовать поступлениям в бюджет за счет увеличения числа регистрируемых объектов и развития отечественной легкой промышленности в целом. Кроме того, предлагаемый механизм в полной мере соответствует международным обязательствам Российский Федерации и отвечает международным стандартам защиты подобных изделий. Внимание к правовой охране результатов творческого труда является важным и актуальным для развития отечественной легкой промышленности и коммерциализации результатов творческого труда дизайнеров.
Для осуществления подготовительных мероприятий, направленных на организацию деятельности по публикации сведений о заявках на промышленные образцы в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности, предлагается установить, что данный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.
Проект федерального закона не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, Женевского акта Гаагского соглашения о международной регистрации промышленных образцов, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.