Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 434710-7 "О внесении изменений в статью 49 "Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Подозреваемые, как и другие участники уголовного процесса, наделены конкретными правами и обязанностями, реализация которых регламентируется законодательством Российской Федерации. "Необходимость обеспечения прав подозреваемых и актуальность оказания им квалифицированной юридической помощи в рамках процессуального института представительства признаны на высшем международном уровне".
В России данное положение реализуется в соответствии с ч. 1 ст. 48 Конституции Российской Федерации, где сказано, что "каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи". Согласно части первой статьи первой Федерального закона от 31 мая 2002 г. "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" под квалифицированной юридической помощью понимается помощь, оказываемая в рамках адвокатской деятельности, осуществляемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката.
Вышеуказанная норма Закона реализуется и посредством предоставленного подозреваемому права - являться на допрос с адвокатом, приглашенным им для оказания юридической помощи (п. 3 ч. 4 ст. 46 УПК РФ).
В ч. 3 ст. 51 "Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", сказано, если "защитник не приглашен самим подозреваемым, обвиняемым, его законным представителем, а также другими лицами по поручению или с согласия подозреваемого, обвиняемого, то дознаватель, следователь или суд обеспечивает участие защитника в уголовном судопроизводстве", т.е. подозреваемый, обвиняемый законодательно имеют право на защитника, за счет средств бюджета.
Вместе с тем, в ч. 2 ст. 49 УПК РФ "Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", указано - "По определению или постановлению суда в качестве защитника могут быть допущены наряду с адвокатом один из близких родственников обвиняемого или иное лицо, о допуске которого ходатайствует обвиняемый". Где нет ни слова о таком праве подозреваемому.
Таким образом, законодатель предусмотрел осматриваемое право для обвиняемого, а для подозреваемого нет, что привело к нарушению положений ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации - "Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина ".
В данном проекте стоит учитывать, что мы рассматриваем не, сколько сам статус - "подозреваемый", "обвиняемый", а именно права человека и гражданина гарантированные Конституцией Российской Федерации.
Законопроектом предлагается ввести право подозреваемому - "По определению или постановлению прокурора в качестве защитника могут быть допущены наряду с адвокатом один из близких родственников подозреваемого или иное лицо, о допуске которого ходатайствует подозреваемый.
Полный текст с изменениями ч. 2 ст. 49 "Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (подчеркнутые слова дополнения):
"В качестве защитников участвуют адвокаты. По определению или постановлению суда, прокурора в качестве защитника могут быть допущены наряду с адвокатом один из близких родственников обвиняемого, подозреваемого или иное лицо, о допуске которого ходатайствует обвиняемый, подозреваемый. При производстве у мирового судьи указанное лицо допускается и вместо адвоката".
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 49 "Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 49 "Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, не приведёт к уменьшению доходов федерального бюджета, а также каких-либо иных изменений финансовых обязательств Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 49 "Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
В случае принятия Федерального закона "О внесении изменений в статью 49 "Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, или изменения актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.