Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
по проекту федерального закона N 1058051-6 "Об особенностях оборота электронных систем доставки никотина (ЭСДН)" внесен депутатом Государственной Думы С.М. Катасоновым, а также М.А. Шингаркиным в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы, И.Н. Чернышевым в период исполнения им полномочий члена Совета Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по охране здоровья рассмотрел проект федерального закона N 1058051-6 "Об особенностях оборота электронных систем доставки никотина (ЭСДН)" (далее - законопроект), внесенный депутатом Государственной Думы С.М. Катасоновым, а также М.А. Шингаркиным в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы, И.Н. Чернышевым в период исполнения им полномочий члена Совета Федерации, и отмечает следующее.
Законопроект предусматривает установление ограничений на оборот электронных систем доставки никотина (далее - ЭСДН) с целью снижения уровня их использования среди населения, ограничения доступа к ним несовершеннолетних.
Введение данных ограничений имеет большое значение для решения задачи охраны здоровья граждан от воздействия ЭСДН, вред от потребления которых может быть сравним с вредом, причиняемым здоровью граждан воздействием окружающего табачного дыма и потреблением табака.
В Комитет Государственной Думы по охране здоровья поступает много обращений от общественных организаций и частных лиц с просьбой ограничить потребление, рекламу и продажу "электронных сигарет" в силу того, что данная продукция продается несовершеннолетним и употребляется школьниками, в том числе внутри школы.
Комитет отмечает, что потребление данной продукции имеет потенциальный риск для здоровья: никотин вызывает устойчивую химическую зависимость, злоупотребление никотином может вызвать проблемы с сердечно-сосудистой системой, потерю массы тела, обезвоживание, проблемы с нервной системой, негативное изменение обмена веществ, мочекаменную болезнь и другие проблемы со здоровьем.
Немаловажно также, что даже в паре продукции, не содержащей никотин, содержится пропиленгликоль и глицерин, вдыхание которых не исследовалось.
Кроме того, данная продукция не сертифицируется, не проходит обязательных лабораторных исследований, необходимых для продукции, имеющей потенциальный риск для здоровья. На данный момент потребителю приходится доверять производителю, в то же время пока нет гарантий, установленных нормативно-правовым регулированием, благодаря которым было бы понимание о реальном составе жидкости, испаряемой данной продукцией. В текущей ситуации реальный состав испаряемой жидкости и самого пара может отличаться от заявленного на этикетке и содержать канцерогенные, токсичные и иные опасные для здоровья вещества.
Законопроект предусматривает для оборота ЭСДН запреты и ограничения, действующие в настоящее время для оборота табачных изделий и установленные Федеральным законом от 23 февраля 2013 года N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" (далее - Федеральный закон N 15-ФЗ).
Вместе с тем вопросы, выступающие предметом правового регулирования законопроекта, целесообразно было бы урегулировать путем внесения изменений в Федеральный закон N 15-ФЗ с уточнением его наименования.
Таким образом будет исключено дублирование положений Федерального закона N 15-ФЗ, которое усматривается в законопроекте (так, статьи 3, 4, 7 законопроекта дублируют статьи 12, 16, 20 Федерального закона N 15-ФЗ).
Предлагаемое законопроектом определение ЭСДН нуждается в доработке, поскольку в настоящее время ограничения, вводимые законопроектом, будут распространяться и на устройства, используемые для жидкостей, не содержащих никотин. К таким устройствам могут относиться отдельные лекарственные препараты в форме аэрозоля.
Кроме того, требования к маркировке ЭСДН, которые предлагается установить статьей 5 законопроекта, по смыслу статьи 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" должны устанавливаться в технических регламентах, а не в данном законопроекте.
Несмотря на наличие международных научных исследований, характеризующих негативные последствия потребления ЭСДН, пояснительная записка к законопроекту не содержит каких-либо научных обоснований для введения предлагаемых указанным законопроектом ограничений и запретов.
Стоит отметить, что в Комитете Государственной Думы по охране здоровья на рассмотрении находится проект федерального закона N 105344-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" (в части регулирования оборота бестабачных курительных изделий), внесенный депутатами Государственной Думы Н.Ф. Герасименко, М.М. Бариевым, В.В. Зубаревым и другими, а также проект федерального закона N 119575-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" (в части охраны здоровья граждан от последствий использования электронных курительных изделий), внесенный членами Совета Федерации В.В. Рязанским, Л.Н. Тюриной, Э.В. Исаковым и другими.
Комитет в целом поддерживает концепцию законопроекта, но считает целесообразным предлагаемые проектом федерального закона нормы реализовать в рамках рассмотрения вышеуказанных законопроектов.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по охране здоровья не поддерживает проект федерального закона N 1058051-6 "Об особенностях оборота электронных систем доставки никотина (ЭСДН)" и рекомендует Государственной Думе отклонить его в первом чтении.
Утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по охране здоровья 14 декабря 2017 года, протокол N 42.
Председатель Комитета |
Д.А. Морозов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.