Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству от 4 декабря 2017 г. N 3.8/446
по проекту федерального закона N 318825-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части регламентации раскрытия (размещения) информации о деятельности отдельных юридических и физических лиц) внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 318825-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект), и отмечает следующее.
Согласно пояснительной записке к законопроекту он разработан в целях защиты конституционного строя, прав и законных интересов граждан и юридических лиц, обеспечения обороноспособности и безопасности Российской Федерации, в том числе для обеспечения гарантированного финансового сопровождения государственных контрактов по государственному оборонному заказу и безусловного прохождения платежей по контрактам в рамках военно-технического сотрудничества.
Законопроектом предусматривается внесение изменений в ряд законодательных актов, предусматривающих установление ограничений на раскрытие (размещение) информации о деятельности отдельных юридических и физических лиц. При этом значительная часть указанных изменений приходится на Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Федеральный закон N 223-ФЗ) и Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).
С учетом целей законопроекта Комитет поддерживает его концепцию.
Вместе с тем на рассмотрении в Государственной Думе находятся законопроекты N 821534-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и N 623906-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", которые находятся на этапе подготовки к рассмотрению их Государственной Думой во втором чтении.
Следует обратить внимание, что поправками, внесенными Правительством Российской Федерации 18 января 2017 года к законопроекту N 821534-6, предусматривается дополнение части 16 статьи 4 Федерального закона N 223-ФЗ новым пунктом 3 (аналогичное структурное изменение предусмотрено законопроектом), согласно которому Правительство Российской Федерации будет вправе определить перечни и (или) группы товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются конкретными заказчиками, не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в единой информационной системе.
Законопроектом N 623906-6, внесенным Правительством Российской Федерации, предусматривается внесение обширных изменений в положения Федерального закона N 44-ФЗ в части регламентации проведения процедур (в том числе закрытых) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме. При этом в концепцию указанного законопроекта входят также вопросы, которые являются предметом регулирования рассматриваемого законопроекта. В частности, законопроектом N 623906-6 с учетом поступивших к нему поправок предлагается дополнить Федеральный закон N 44-ФЗ новой статьей 84.1 "Особенности применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме" аналогичной по содержанию проектируемой законопроектом статье 84.1 (пункт 4 статьи 11 законопроекта).
Вместе с тем положения проектируемой законопроектом статьи 84.1 с учетом используемой в ней терминологии, новых субъектов и инструментов контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, требуют внесения корреспондирующих изменений в другие положения Федерального закона N 44-ФЗ.
Так, в соответствии с проектируемой статьей 84.1 (пункт 4 статьи 11 законопроекта) вводятся новые понятия и специализированные электронные площадки" и "операторы специализированных электронных площадок", вместе с тем в соответствующую статью Федерального закона N 44-ФЗ "Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе" (статья 3) изменения не вносятся. Кроме того, с учетом введения нового субъекта правоотношений в сфере закупок соответствующие изменения не вносятся в другие положения Федерального закона N 44-ФЗ, например, положения в части осуществления закупок, контроля в сфере закупок и обжалования действий (бездействия) субъектов правоотношений в указанной сфере.
Также в соответствии с частью 15 проектируемой статьи 84.1 (пункт 4 статьи 11 законопроекта) при проведении закрытых электронных процедур денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупок на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, которое также устанавливает требования к указанным банкам. Между тем с учетом указанного положения в Федеральном законе N 44-ФЗ, как видится, необходимо предусмотреть положения, регулирующие вопросы блокирования денежных средств в целях обеспечения заявки на участие в закрытых процедурах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на специальном счете участника закупки. Таких изменений законопроектом не предусмотрено.
Вместе с тем регулирование указанных вопросов предусмотрено законопроектом N 623906-6 с учетом поступивших к нему поправок.
Таким образом, с учетом предусмотренного законопроектом N 623906-6 комплексного регулирования вопросов регламентации проведения процедур (в том числе закрытых) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме, Комитет полагает целесообразным рассмотреть вопрос об исключении из законопроекта предусмотренных им изменений в Федеральный закон N 44-ФЗ (статья 11 законопроекта) и рассмотрения таких изменений в рамках подготовки законопроекта N 623906-6 к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству поддерживает законопроект с учетом указанных выше замечаний и рекомендует Государственной Думе принять указанный в первом чтении.
Председатель Комитета |
С.А. Жигарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.