Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку
по проекту федерального закона N 318825-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по финансовому рынку рассмотрел проект федерального закона N 318825-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает.
Законопроектом предлагается внести изменения в 11 законодательных актов: Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", Федеральный закон от 30.12.2004 N 218-ФЗ "О кредитных историях", Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", Федеральный закон от 27.07.2010 N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности", Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (Федеральный закон N 223-ФЗ), Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Федеральный закон N 275-ФЗ), Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Федеральный закон N 44-ФЗ); а также в "Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" (утверждены Верховным Советом Российской Федерации 11.02.1993 N 4462-1).
Предлагаемые изменения в законодательство разработаны в целях защиты конституционного строя, прав и законных интересов граждан и юридических лиц, обеспечения обороноспособности и безопасности Российской Федерации, в том числе для обеспечения гарантированного финансового сопровождения государственных контрактов по государственному оборонному заказу и безусловного прохождения платежей по контрактам в рамках военно-технического сотрудничества. Законопроект направлен на установление ограничений на раскрытие (размещение) не подпадающей под правовой режим государственной тайны информации о деятельности отдельных юридических и физических лиц.
В соответствии с положениями законопроекта предлагается уточнить условия и Порядок отнесения банка к категории уполномоченных банков, имеющих право осуществлять банковское сопровождение государственных контрактов по государственному оборонному заказу. Данный статус должен будет приобретаться на основании решения Правительства Российской Федерации по согласованию с Президентом Российской Федерации при условии, что данный банк создан в соответствии с законодательством Российской Федерации и обладает лицензией на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Законопроектом исключается обязанность Банка России ежемесячно размещать перечень уполномоченных банков на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
При этом законопроектом устанавливается Порядок информирования Банка России, государственного заказчика, уполномоченного банка и головного исполнителя о решении Правительства Российской Федерации об отнесении к категории уполномоченных банков, а также уточняются правила выбора головным исполнителем уполномоченного банка.
Кроме того, законопроектом устанавливаются случаи (в сфере нотариата, корпоративного управления, обращения ценных бумаг, регистрации недвижимости, кредитных историй, аудиторской деятельности, корпоративных, а также государственных и муниципальных закупок), в которых, в соответствии с решением Правительства Российской Федерации, юридические и физические лица не обязаны раскрывать (размещать) определенную информацию.
В частности:
- в представляемый к годовому общему собранию акционеров публичного общества отчет о заключенных обществом в отчетном году сделках, в совершении которых имеется заинтересованность, не будет включаться информация, перечень которой определен Правительством Российской Федерации;
- Правительство Российской Федерации вправе определить случаи, при которых эмитенты не осуществляют раскрытие информации, а также лиц, в отношении которых эмитенты не осуществляют раскрытие указанной информации;
- Правительство Российской Федерации наделяется правом устанавливать ограничения на передачу источниками формирования кредитной истории информации в бюро кредитных историй;
- консолидированная финансовая отчетность организации будет закрытой не только в части, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, но и в части сведений, определенных Правительством Российской Федерации;
- доступ к обязательным экземплярам бухгалтерской (финансовой) отчетности вместе с аудиторскими заключениями может быть ограничен не только в интересах сохранения государственной тайны, но также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации;
- при проведении корпоративных закупок, регулируемых Федеральным законом N 223-ФЗ, Правительство Российской Федерации вправе определить перечень случаев, в которых в единой информационной системе не размещается информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым заключен договор.
Кроме того, в части государственных и муниципальных закупок законопроект содержит следующие новации:
- в случаях, прямо установленных Федеральным законом N 44-ФЗ, информация, содержащаяся в единой информационной системе, не размещается на официальном сайте (так, например, в соответствии с законопроектом информация о банковских гарантиях, предоставляемых в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов, не должна будет размещаться на официальном сайте);
- устанавливаются особенности закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме (в частности, перечень указанных способов, основания их применения, определение специализированной электронной площадки, требования к ее оператору, правила внесения обеспечения заявок при закрытых способах определения поставщиков в электронной форме).
По законопроекту имеется ряд замечаний юридико-технического характера:
1. С учетом положений части 1 статьи 8.1 Федерального закона N 275-ФЗ в редакции законопроекта, считаем необходимым уточнить определение уполномоченного банка, закрепленное в пункте 4.2 статьи 3 Федерального закона N 275-ФЗ.
2. Обращаем внимание, что проектируемым пунктом 19 статьи 7 Федерального закона N 275-ФЗ предлагается закрепить обязанность государственного заказчика информировать "головного исполнителя о банках, в отношении которых Правительством Российской Федерации принято решение об отнесении к категории уполномоченных банков".
При этом в части 3 статьи 8.1 Федерального закона N 275-ФЗ в редакции законопроекта речь идет о том, что "головной исполнитель в целях исполнения государственного контракта (отдельно по каждому государственному контракту) обязан выбрать из направленного ему государственным заказчиком перечня уполномоченных банков один банк, который будет осуществлять банковское сопровождение".
В связи с тем, что законопроектом предлагается отменить публичный перечень уполномоченных банков, считаем целесообразным соотнести указанные выше положения в части унификации используемой в них терминологии, с целью устранения предпосылок для неопределенности при их толковании.
3. Кроме того, отмечаем, что в законопроекте не определен срок информирования Банком России государственного заказчика и уполномоченного банка о решении Правительства Российской Федерации об отнесении банка к категории уполномоченных банков. Считаем возможным дополнить законопроект положением о таком сроке.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по финансовому рынку рекомендует Государственной Думе поддержать законопроект в первом чтении с учетом высказанных замечаний.
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.