Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 435063-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" в части совершенствования государственной политики в сфере защиты прав потребителей"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" в части совершенствования государственной политики в сфере защиты прав потребителей" (далее - законопроект) направлен на создание дополнительных условий защиты прав граждан как потребителей товаров, работ и услуг, обеспечения безопасности товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя.
Предлагаемые законопроектные положения рассматривались в рамках подготовки к заседанию президиума Госсовета по вопросу развития национальной системы защиты прав потребителей. По итогам Госсовета Президентом Российской Федерации были даны поручения, в том числе направленные на развитие дополнительных форм государственной и муниципальной поддержки граждан при защите их потребительских прав. В апреле 2017 года разработанный законопроект был представлен в профильные министерства.
По официальным данным ежегодно в Роспотребнадзор поступает более 750 тыс. обращений от граждан по вопросам их защиты как потребителей товаров и услуг. При этом часто граждане не осведомлены о возможных способах подачи жалобы либо не имеют технических возможностей для ее направления и попадаются в руки негосударственных посреднических организаций, обещающих оперативное содействие в рассмотрении жалобы, но в конечном итоге выставляющие приличный счет за свою активность.
Законопроектом предлагается на уровне базового федерального закона определить конкретные способы подачи жалоб потребителей, в том числе предусмотрев в императивном порядке возможность для граждан подавать жалобы через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ). В настоящее время норма о возможности осуществления подачи жалоб потребителей носит необязательный характер, что привело к отсутствию повсеместной организации такой работы во всех МФЦ и поставило потребителей различных субъектов Российской Федерации в неравное положение.
Действующий Закон "О защите прав потребителей" предусматривает право потребителя на безопасность товара (работы, услуги) для его жизни, здоровья, имущества и окружающей среды и предполагает, в том числе безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги). Важно, что предлагаемые изменения в закон позволят гражданам по новой, удобной для них процедуре обжаловать действия, связанные с нарушением различных требований по качеству и безопасности (в том числе санитарной и пожарной) в различных сферах (услуги, оказываемые в торговых и развлекательных центрах, туристические услуги и т.д.). Данные изменения позволят обеспечить эффективную форму общественного контроля и дополнительную процедуру оперативного реагирования для защиты прав граждан, обеспечения качества и безопасности их жизни и здоровья.
Также законопроектом предусматривается возможность осуществления консультирования по вопросам защиты прав потребителей.
К сожалению, в настоящее время такая работа на местах практически не осуществляется, хотя относительно многих социально значимых сфер потребительского рынка (в частности, на рынке пищевой продукции или при оказании жилищно-коммунальных услуг) она существенным образом облегчила жизнь гражданам, чьи потребительские права были нарушены.
В настоящее время Роспотребнадзором совместно с Банком России и Минэкономразвития России ведется подготовка к запуску пилотного проекта по организации консультирования потребителей в МФЦ, предусматривающего как присутствие специальных консультантов по вопросам защиты прав потребителей, так и внедрение системы автоматизированного поиска полезной для потребителя информации.
Таким образом, предлагаемое законопроектом положение фактически создает правовое основание для осуществления такой работы на системной основе во всех регионах страны.
В целях содействия защите прав потребителей предлагается наделить органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления правом разрабатывать соответственно региональные и муниципальные программы по защите прав потребителей. При этом прописывается обязанность Роспотребнадзора утверждать методические рекомендации по разработке и реализации региональных и муниципальных программ по обеспечению прав потребителей. Аналогичный подход нашел отражение в законодательстве об основах государственного регулирования торговой деятельности.
Законопроект поддержан Роспотребнадзором и Минэкономразвития России, его принятие позволит усовершенствовать организацию государственного обеспечения прав граждан на потребительском рынке.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" в части совершенствования государственной политики в сфере защиты прав потребителей"
Принятие данного законопроекта не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, а также не повлечет каких-либо изменений финансовых обязательств государства.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" в части совершенствования государственной политики в сфере защиты прав потребителей"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" в части совершенствования государственной политики в сфере защиты прав потребителей" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных законодательных актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.