Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 438683-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации" в части усиления мер противодействия незаконному обороту товаров легкой промышленности"
Досье на проект федерального закона
Сложившаяся ситуация в сфере оборота промышленной продукции характеризуется значительными объемами незаконно ввозимых импортных товаров. Об этом свидетельствуют данные таможенной статистики, а также сведения о количестве как изъятых из незаконного оборота промышленных товаров на границе Российской Федерации, так и реализуемых на территории Российской Федерации.
С каждым годом наблюдается увеличение объемов реализации контрафактной продукции. Поставщики и производители для получения выгоды применяют незаконные способы в осуществлении своей деятельности.
Так, объем незаконного оборота продукции легкой промышленности достиг предельных показателей - по экспертным оценкам, включая данные крупнейшей отраслевой ассоциации "Союзлегпром", объем теневого рынка товаров легкой промышленности составляет порядка 1 трлн. руб. - 30% от суммарного объема ввозимых и производимых товаров на территории Российской Федерации в данной отрасли.
Доля поставщиков, использующих схемы "серого импорта", оценивается от 20 до 60%. Доля продукции, реализуемой с нарушением положений законодательства о защите интеллектуальной собственности - 10 - 20%. Производители одежды и обуви из кожи называют долю в 40 - 50%. Оценка доли производителей, нарушающих законодательство о техническом регулировании - 45%.
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации" в части усиления мер противодействия незаконному обороту товаров легкой промышленности" (далее - законопроект) разработан Минпромторгом России в целях оптимизации порядка уничтожения товаров легкой промышленности, явившихся предметами административных правонарушений. Необходимость такой оптимизации вызвана сложившейся критической ситуацией, требующей системных жестких мер противодействия незаконному обороту товаров легкой промышленности.
Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 195-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" в статьи 81 и 82 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 29.10 и 32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были введены нормы, согласно которым изъятые из незаконного оборота товары легкой промышленности подлежат уничтожению.
Во исполнение указанных норм было принято постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 2014 г. N 180 "Об утверждении перечня товаров легкой промышленности, изъятых из незаконного оборота или конфискованных при производстве по уголовным делам или делам об административных правонарушениях и подлежащих уничтожению, а также о порядке их уничтожения" (далее - постановление N 180).
Однако реализация указанных норм затруднена по ряду причин. Так, решение суда об уничтожении изъятых из незаконного оборота товаров легкой промышленности должно содержать информацию о подлежащих уничтожению товарах с указанием кодов ОКПД 2, перечень которых утвержден постановлением N 180.
При этом с момента введения указанных требований не определен орган, уполномоченный определять и присваивать изъятым товарам легкой промышленности соответствующие коды ОКПД 2 и которому выделяется финансирование для проведения соответствующих экспертиз.
Органы, осуществляющие изъятие товаров легкой промышленности, не могут самостоятельно без проведения дополнительных экспертиз присваивать товару коды ОКПД 2.
Вместе с тем указанные товары являются предметами преступлений, которые подлежат уничтожению, следовательно, присвоение им кодов и осуществление в связи с этим расходов федерального бюджета в целях последующего уничтожения нецелесообразно.
Помимо прочего, неприменение конфискации изъятых из незаконного оборота товаров легкой промышленности позволит возложить затраты государства на их хранение, транспортировку, уничтожение на нарушителя - собственника таких товаров, в случае его выявления.
С учетом изложенного предлагается наделить Правительство Российской Федерации полномочием по утверждению порядка уничтожения товаров легкой промышленности, изъятых в ходе производства по уголовным делам, содержащий простой понятийный аппарат легкой промышленности для их идентификации, взамен постановления N 180.
Принятие законопроекта позволит сократить объемы незаконного оборота товаров легкой промышленности, в том числе фальсифицированных и контрафактных, а также оптимизировать расходы бюджетных средств, выделяемых на хранение и уничтожение товаров легкой промышленности, явившихся предметами административных правонарушений.
Также реализация положений законопроекта повлечет увеличение поступлений в федеральный бюджет за счет уплаты обязательных платежей в рамках легализации теневого ввоза товаров легкой промышленности. Сокращение объемов незаконного ввоза товаров легкой промышленности придаст дополнительный стимул развитию российского производства, что будет способствовать увеличению потребление гражданами отечественных товаров легкой промышленности.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. и иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации" в части усиления мер противодействия незаконному обороту товаров легкой промышленности"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации" в части усиления мер противодействия незаконному обороту товаров легкой промышленности" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации" в части усиления мер противодействия незаконному обороту товаров легкой промышленности"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации" в части усиления мер противодействия незаконному обороту товаров легкой промышленности" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации" в части усиления мер противодействия незаконному обороту товаров легкой промышленности"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации" в части усиления мер противодействия незаконному обороту товаров легкой промышленности" (далее - Закон) не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, приостановления или изменения нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.
Принятие Закона потребует признания утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 7 марта 2014 г. N 180 "Об утверждении перечня товаров легкой промышленности, изъятых из незаконного оборота или конфискованных при производстве по уголовным делам или делам об административных правонарушениях и подлежащих уничтожению, а также о порядке их уничтожения".
Срок подготовки - II квартал 2018 г.
Исполнитель - Минпромторг России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.