Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 441842-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования правового регулирования отдельных требований кредиторов в делах о банкротстве кредитных организаций)"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования правового регулирования отдельных требований кредиторов в делах о банкротстве кредитных организаций)" (далее - законопроект) направлен на обеспечение справедливого баланса интересов участников дел о банкротстве и принудительной ликвидации кредитных организаций.
В настоящее время участниками собрания кредиторов с правом голоса при банкротстве (принудительной ликвидации) кредитных организаций являются уполномоченный орган (ФНС России) и конкурсные кредиторы. К последним относятся, в том числе вкладчики и государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" (далее - Агентство).
В соответствии с Федеральным законом "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" ФНС России представляет требования Агентства в деле о банкротстве (принудительной ликвидации) во избежание прямого конфликта интересов при совмещении Агентством функций конкурсного управляющего и статуса крупнейшего кредитора кредитных организаций.
При этом основную массу требований Агентства в деле о банкротстве банка составляют требования, перешедшие к Агентству в результате выплаты им возмещения по вкладам. Такие требования согласно Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) удовлетворяются в составе первой очереди кредиторов наравне с вкладчиками. При этом, учитывая значительный размер требований по вкладам, Агентство в большинстве случаев является доминирующим кредитором в деле о банкротстве (принудительной ликвидации) банка. Одновременно Агентство осуществляет полномочия конкурсного управляющего (ликвидатора) этого банка.
Таким образом, Агентство в настоящее время пользуется в деле о банкротстве (принудительной ликвидации) кредитных организаций тремя привилегиями - первоочередное удовлетворение требований, возможность оказывать влияние на ход ликвидационных процедур посредством принятия решений на собраниях (комитетах) кредиторов и осуществление полномочий органов управления банка.
Такое положение Агентства противоречит концептуальным основам законодательства о несостоятельности (банкротстве), согласно которым привилегированные кредиторы обладают ограниченными правами и не имеют возможности участвовать в принятии решений в ходе процедур банкротства (статья 12 Закона о банкротстве). Более того, данный статус Агентства как кредитора предоставляет ему даже больше прав, чем "социальным" категориям кредиторов - лицам, которым причинен вред здоровью, и работникам. Такие кредиторы в настоящее время не обладают правом участвовать в принятии решений на собраниях кредиторов. Существующее совмещение статуса привилегированного и конкурсного кредитора предоставляет Агентству чрезмерную защиту и вызывает недовольство у вкладчиков и коммерческих кредиторов с незначительным размером требований, не способных оказывать влияние на ход ликвидационных процедур.
С учетом изложенного проектом федерального закона предлагается ограничить Агентство в правах, исключив возможность его участия в качестве кредитора в принятии решений на собраниях (комитетах) кредиторов, в том числе через уполномоченный орган (ФНС России). Предлагаемый подход позволит более корректно решить проблему конфликта интересов, возникающего при совмещении Агентством функций конкурсного управляющего (ликвидатора) кредитной организацией и ее кредитора. Данная мера также позволит перераспределить голоса на собраниях кредиторов в пользу наименее защищенной категории кредиторов - кредиторов третьей очереди, включая субъектов малого предпринимательства.
Одновременно законопроектом предлагается предоставить возможность включения требований Агентства в реестр требований кредиторов независимо от даты его закрытия. Поскольку вкладчики имеют право обратиться в Агентство за получением страхового возмещения по вкладу в течение всего срока конкурсного производства, на практике возникают ситуации, когда право требования по вкладу переходит от вкладчика к Агентству уже после закрытия реестра требований кредиторов. И в этом случае такое требование Агентства подлежит удовлетворению после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, что негативным образом отражается на поступлениях в фонд обязательного страхования вкладов.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования правового регулирования отдельных требований кредиторов в делах о банкротстве кредитных организаций)"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования правового регулирования отдельных требований кредиторов в делах о банкротстве кредитных организаций)" не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования правового регулирования отдельных требований кредиторов в делах о банкротстве кредитных организаций)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования правового регулирования отдельных требований кредиторов в делах о банкротстве кредитных организаций)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования правового регулирования отдельных требований кредиторов в делах о банкротстве кредитных организаций)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования правового регулирования отдельных требований кредиторов в делах о банкротстве кредитных организаций)" потребует признания утратившими силу:
1) постановления Правительства Российской Федерации от 14 октября 2004 г. N 548 "Об уполномоченных федеральных органах исполнительной власти в области страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст. 4140);
2) приказа Министерства финансов Российской Федерации от 12 апреля 2005 г. N 56н "Об утверждении Положения о порядке представления Федеральной налоговой службой в делах о банкротстве банков прав требования к банку, перешедших к государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" в результате выплаты указанной корпорацией возмещения по вкладам" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 31 мая 2005 г., регистрационный N 6661; Российская газета, 2005, 8 июня).
Признание утратившими силу вышеперечисленных нормативных правовых актов потребуется в связи с признанием утратившими силу норм, на основании которых данные акты изданы, а именно - части 3 статьи 13 и статьи 38 Федерального закона от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации".
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования правового регулирования отдельных требований кредиторов в делах о банкротстве кредитных организаций)" не потребует приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.