Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
на проект федерального закона N 371545-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности представителей интересов Российской Федерации в органах управления юридических лиц", внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет по государственному строительству и законодательству, рассмотрев представленную законодательную инициативу, отмечает следующее.
Законопроект направлен на установление административной ответственности лиц (за исключением федеральных государственных служащих и лиц, замещающих федеральную государственную должность), представляющих интересы Российской Федерации в органах управления юридических лиц, не являющихся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за неисполнение обязанностей по представлению интересов Российской Федерации.
Внесение проектируемых изменений обусловлено исполнением поручения Президента Российской Федерации от 18 августа 2015 года N Пр-1659 (подп. "м" п. 1) и поручения Правительства Российской Федерации от 29 августа 2015 г. N ДМ-П13-5943 (п. 12). В соответствии с данными поручениями необходимо установить персональную ответственность представителей Российской Федерации в органах управления юридических лиц, не являющихся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за ненадлежащее исполнение обязанности по представлению интересов Российской Федерации.
Это предлагается сделать путем дополнения главы 7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее также - КоАП РФ) статьей 7.36 "Неисполнение обязанностей по представлению интересов Российской Федерации в органах управления юридических лиц".
Также законопроектом предлагаются корреспондирующие изменения в ряд организационных и компетенционных статей КоАП РФ: статьи 2.4, 3.5, 23.1, 28.3.
Комитет в целом поддерживает концепцию данной законодательной инициативы. Вместе с тем к ней имеется ряд замечаний.
1) Частью первой проектируемой статьи 7.36 предлагается установить наказание в виде наложения административного штрафа на должностное лицо в размере от 50 до 100 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; частью второй - наказание для лиц, ранее подвергнутых наказанию за аналогичное правонарушение, в виде наложения административного штрафа на должностное лицо в размере от 100 до 200 тысяч рублей и дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
Необходимо отметить, что в соответствии со ст. 3.3 КоАП РФ такие наказания, как административный штраф и дисквалификация могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний. За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части КоАП РФ.
Однако санкцией части второй предлагаемой статьи 7.36 предлагается установить правонарушителям наказание, в виде наложения как административного штрафа, так и дисквалификации, то есть двух видов основных наказаний.
Данное положение находится в противоречии с вышеуказанными нормами и в дальнейшем требует корректировки.
2) Есть необходимость в уточнении и корректировке понятий, используемых в диспозиции предлагаемой статьи 7.36: так, в действующем законодательстве отсутствует понятие "федеральная государственная должность"; в соответствии с Федеральным законом от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной гражданской службы Российской Федерации" используются, в числе прочего, понятия "государственная должность Российской Федерации", "должность федеральной государственной службы". Данное замечание также подтверждается заключением Правового управления Аппарата Государственной Думы.
3) Деятельность по представлению интересов Российской Федерации в органах юридического лица осуществляется на основании Положения об управлении находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ и использовании специального права на участие российской федерации в управлении акционерными обществами ("Золотой акции"), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2004 N 738.
В соответствии с п. 16 указанного Положения лица, избранные в установленном порядке в совет директоров из числа кандидатов, выдвинутых акционером - Российской Федерацией, являются представителями интересов Российской Федерации, которые осуществляют свою деятельность в совете директоров в порядке, установленном Положением, за исключением лиц, кандидатуры которых были предложены Российской Федерацией как акционером для избрания в совет директоров в качестве независимых директоров.
Представителями интересов Российской Федерации могут быть лица, замещающие государственные должности, должности государственной службы, а также иные лица, действующие в соответствии с договором и Положением.
Согласно п. 17 Положения представители интересов Российской Федерации в совете директоров осуществляют голосование по вопросам повестки дня заседания совета директоров на основании письменных директив Федерального агентства по управлению государственным имуществом (в отношении акционерных обществ, указанных в абзацах втором и третьем пункта 1 Положения, - Министерством обороны Российской Федерации или Управлением делами Президента Российской Федерации).
Таким образом, в целях обеспечения точности, ясности, недвусмысленности и формальной определенности части 1 предлагаемой статьи 7.36, ее диспозиция требует уточнения и указания, за неисполнение каких именно обязанностей наступает предусмотренная административная ответственность.
4) Муниципальные учреждения и муниципальные унитарные предприятия могут создаваться только органами местного самоуправления, и представители интересов Российской Федерации в органах управления таких лиц присутствовать не могут. В этой связи вопрос указания в диспозиции проектируемой статьи 7.36 муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий требует обсуждения.
При этом высказанные замечания не носят концептуального характера и могут быть учтены в ходе подготовки законопроекта к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении.
Учитывая изложенное, Комитет по государственному строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе проект федерального закона N 371545-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности представителей интересов Российской Федерации в органах управления юридических лиц" принять в первом чтении.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.