Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
на проект федерального закона N 387276-7 "О внесении изменения в статью 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитетом Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рассмотрен проект федерального закона N 387276-7 "О внесении изменения в статью 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенный Правительством Российской Федерации.
Согласно данному законопроекту предлагается изменение редакции части 2 статьи 18.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, - в которой предусматривается зафиксировать административную ответственность органов, организаций и (или) граждан, пригласивших в Российскую Федерацию иностранного гражданина или лицо без гражданства (т.е. так называемой "приглашающей стороны") за непринятие ею мер по обеспечению своевременного выезда данного иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации по истечении определенного для них срока пребывания в нашей стране, а также за непринятие приглашающей стороной мер по соблюдению приглашенным иностранным гражданином или лицом без гражданства заявленной цели въезда в Российскую Федерацию, - имея в виду, что перечень и порядок осуществления обозначенных мер должен быть установлен соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации. При этом в случае совершения указанного правонарушения предполагается наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 тысяч до 4 тысяч рублей, на должностных лиц - в размере от 45 тысяч до 50 тысяч рублей, а на юридических лиц - в размере от 400 тысяч до 500 тысяч рублей.
Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству отмечает, что рассматриваемый проект федерального закона соответствует Конституции Российской Федерации и не содержит разночтений с законодательными и иными нормативными правовыми актами действующего законодательства Российской Федерации, а также согласуется с международными договорами нашей страны.
При этом Комитет оценивает представленную законодательную инициативу, как мотивированную и обоснованную, - в том числе, и с учетом соответствующих статистических данных о нарушении иностранными гражданами и лицами без гражданства режима пребывания в Российской Федерации и иной содержательной аргументации, приведённой в пояснительной записке к законопроекту.
Как известно, подробное изложение понятия "приглашающая сторона" в настоящее время нормативно закреплено в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", (где оно было специально введено Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 315-ФЗ). Согласно указанному определению под приглашающей стороной понимаются: федеральный орган государственной власти, дипломатическое представительство и консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация и ее представительство в Российской Федерации, представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, юридическое лицо, гражданин Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин и лицо без гражданства, а также иные имеющие в соответствии с федеральным законом право обращаться с ходатайством об оформлении приглашения на въезд в Российскую Федерацию органы, организации и физические лица, по ходатайству которых выдано приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства, въехавшим в Российскую Федерацию по визе, выданной на основании такого приглашения, либо непосредственно по указанному приглашению в случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В данной связи Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству обращает внимание на то, что инициируемые в представленной законодательной инициативе нововведения в статью 18.9 КоАП РФ корреспондируются с законопроектом N 387044-7 "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", (также внесенным Правительством Российской Федерации и находящимся в настоящее время на рассмотрении Государственной Думы), согласно которому как раз и должна быть чётко закреплена обязанность приглашающей стороны по обеспечению соблюдения иностранными гражданами и лицами без гражданства заявленной цели въезда и сроков пребывания в Российской Федерации, - в связи с чем предусматривается законодательно зафиксировать, что "приглашающая сторона принимает меры по обеспечению своевременного выезда приглашенного иностранного гражданина (или лица без гражданства) за пределы Российской Федерации по истечении срока их пребывания в Российской Федерации, а также по соблюдению иностранным гражданином (или лицом без гражданства) заявленной цели въезда в Российскую Федерацию", (учитывая, что перечень и порядок именно таких мер должен быть установлен Правительством Российской Федерации как в целях закрепления обозначенной обязанности приглашающей стороны, так и в целях привлечения к административной ответственности за несоблюдение данной обязанности, - что и предложено в рамках рассмотренного законопроекта N 387276-7).
С учетом изложенного, Комитет по государственному строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе принять в 1-ом чтении проект федерального закона N 387276-7 "О внесении изменения в статью 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенный Правительством Российской Федерации.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.