Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 432575-4 "О внесении изменений в Земельный кодекс и другие законодательные акты Российской Федерации"
(второе чтение)
Досье на проект федерального закона
Законопроект дополнен положениями, вносящими изменения в Земельный кодекс Российской Федерации и касающимися правового регулирования образования земельных участков, предоставления земельных участков и др. Кроме того, законопроектом вносятся изменения в более чем 30 федеральных законов.
Земельный кодекс Российской Федерации (далее - Земельный кодекс РФ) (статья 1 законопроекта) дополняется статьей 11.10, согласно подпункту 2 пункта 6 которой к исходным данным для разработки проекта образования земельного участка относятся сведения о правах и ограничениях (обременениях) прав на земельные участки, указанные в подпункте 1 пункта 6. Обращаем внимание, что в указанном подпункте сведения о правах и ограничениях (обременениях) прав не упоминаются.
Согласно пункту 8 статьи 11.10 исходные данные для разработки проекта образования земельного участка предоставляются, в частности, органом государственной власти, осуществляющим управление особой экономической зоной, в отношении территории особой экономической зоны. Полагаем, что проектируемое положение следует соотнести с частями 1 и 3 статьи 7 Федерального закона от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - Закон N 116-ФЗ) в части наименования и перечня органов управления особыми экономическими зонами.
Земельный кодекс РФ дополняется статьей 39.2, в пункте 2 которой устанавливается, что полномочия уполномоченного органа могут быть переданы на основании закона или на основании соглашения в случаях, предусмотренных Законом N 116-ФЗ, юридическому лицу. Полагаем необходимым уточнить, о каком юридическом лице идет речь, поскольку согласно части 2 статьи 7 Закона N 116-ФЗ по решению руководителя уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти отдельные полномочия по управлению особыми экономическими зонами могут быть переданы на основании соглашения органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо переданы управляющей компании или акционерному обществу с учетом особенностей, предусмотренных Законом N 116-ФЗ. Кроме того, обращаем внимание, что Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривают такой возможности.
Полагаем, что в законопроекте следует учесть правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой не допускается распространение понятия "предоставление земельного участка" как на случаи первичного получения земли, так и на случаи перерегистрации права владения и пользования земельными участками для граждан, уже реально владеющих ими (см. Постановление Конституционного Суда РФ от 13.12.2001 N 16-П. Данное замечание, в частности, касается отдельных положений статьи 39.5 , определяющей случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам в собственность бесплатно.
В отношении подпункта 23 пункта 2 новой статьи 39.6 Земельного кодекса РФ обращаем внимание, что соглашение уполномоченного федерального органа исполнительной власти о взаимодействии в сфере развития инфраструктуры особой экономической зоны не предусмотрено Законом N 116-ФЗ.
Проектируемой статьей 39.11 (подпункт 7 пункта 2) Земельного кодекса РФ предусмотрено предоставление в безвозмездное срочное пользование земельных участков гражданам, избравшим в качестве постоянного места жительства сельскую местность в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства или крестьянского (фермерского) хозяйства. Обращаем внимание, что согласно статье 3 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях.
Согласно подпункту 8 пункта 2 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ вышеназванные земельный участки предоставляются гражданам для ведения сельского хозяйства на землях лесного фонда. Полагаем, что данное положение нуждается в согласовании со статьей 38 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно которой для использования лесов гражданами в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности (в том числе пчеловодства) для собственных нужд лесные участки предоставляются в безвозмездное срочное пользование или устанавливается сервитут в случаях, определенных Земельным кодексом РФ и Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 11 статьи 39.13 Земельного кодекса РФ извещение о проведении аукциона организатор аукциона размещает на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов, определенном в соответствии с Федеральным законом "О защите конкуренции". Обращаем внимание, что законопроектом N 576274-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятом во втором чтении, вносятся в статью 38.1 действующей редакции Земельного кодекса РФ изменения, касающиеся порядка извещения о проведении аукциона.
В подпункте 2 пункта 1 новой статьи 39.15 Земельного кодекса РФ полагаем необходимым уточнить формулировку "государственная неразграниченная собственность".
В связи с новой редакцией статьи 13 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (статья 9 законопроекта) обращаем внимание на отсутствие в законодательстве Российской Федерации как термина "государственное и муниципальное содействие", так и правового регулирования такого института.
Статьей 13 законопроекта предлагается изменить редакцию пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон), заменив в нем словосочетание "городских и сельских поселений" словами "поселений и городских округов". Обращаем внимание, что термин "поселение" (без обозначения его типа) в федеральном законодательстве не раскрывается. Вместе с тем полагаем возможным дополнительно обсудить вопрос о возможности аналогичной замены в статьях 12, 19, 20 и 21 Закона (в действующей редакции).
Согласно предлагаемым изменениям в Жилищный кодекс Российской Федерации (статья 25 законопроекта) слова "жилые помещения" дополняются словами "в многоквартирном доме" (статьи 4, 12, 14, 23, 24, наименование главы 4, 25). Обращаем внимание, что в соответствии со статьей 16 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната. В связи с этим предусмотренные законопроектом изменения некорректны. Аналогичное замечание касается проектируемого пункта 2.1 части 8 статьи 46.3 Градостроительного кодекса РФ (подпункт "б" пункта 12 статьи 27 законопроекта).
В связи с изменениями, вносимыми статьей 27 законопроекта в Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее ГрК РФ) сообщаем следующее. Законопроектом предлагается дополнить статью 45 ГрК РФ частью 11.1. Положения пункта первого планируемой части 11.1 необходимо привести в соответствие со статьей 3 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" в части наименования соответствующих органов.
Необходимо обратить внимание на внутренние противоречия между планируемыми частями 17.1 и 17.2 статьи 46.3 ГрК РФ. В соответствии с концепцией планируемой части 17.1 аукцион в указанных в части 17.1 статьи 46.3 ГрК РФ случаях признается несостоявшимся. В планируемой же части 17.2 этой же статьи ГрК РФ рассматривается вопрос о возможности заключения соответствующего договора уже не только по результатам аукциона, но и по иным основаниям.
По нашему мнению, положения о дополнении статьи 51 ГрК РФ частью 17.1 не могут являться по своему содержанию предметом этой статьи ГрК РФ. Спорной также представляется и сама "конструкция" данной нормы, в случае реализации которой одинаковые по своей правовой природе права граждан Российской Федерации на земельные участки, находящиеся на территории разных субъектов Российской Федерации, могут быть реализованы по-разному.
В связи с внесением в статью 53 ГрК РФ дополнения о градостроительном надзоре обращаем внимание, что в статье 53 ГрК РФ речь идет только о строительном контроле.
Законопроект нуждается в существенной юридико-технической доработке.
1. В наименовании законопроекта слова "Земельный кодекс и другие" заменить словами "Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные".
2. В тексте законопроекта:
не полностью указаны источники официального опубликования изменяемых законодательных актов;
в тексте вносимых изменений нарушена структура статей;
необходимо уточнить внутренние ссылки.
3. Статью, содержащую положения об утрате силы отдельных структурных единиц законодательных актов, необходимо существенно расширить. Текст статьи прилагается.
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке. Замечания лингвостилистического характера передаются в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
М.Н. Ласточкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.