Письмо Правительства РФ от 24 января 2014 г. N 2-ВС-232/14
"Официальный отзыв на проект федерального закона N 414142-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В соответствии со статьёй 8 Федерального закона "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации" представленный проект федерального закона рассмотрен в Верховном Суде Российской Федерации в части, касающейся внесения изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ).
Законопроектом предусмотрено внесение в статьи 59, 78, 83, 87, 88 УК РФ изменений, направленных на расширение сферы применения наказания в виде смертной казни. Кроме того, предлагается ужесточить ответственность за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, предусмотренные статьями 131, 132 и 134 УК РФ, а также за склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, совершённое в отношении несовершеннолетнего либо повлёкшее по неосторожности смерть потерпевшего или иные тяжкие последствия, ответственность за которое наступает в соответствии с частью третьей статьи 230 УК РФ, в частности, увеличив верхний предел срока лишения свободы до 25 лет за некоторые деяния, а также установив смертную казнь в качестве исключительной меры наказания.
В Российской Федерации смертная казнь не применяется (не назначается и не исполняется). Правовую основу запрета на применение смертной казни составляют:
Протокол N 6 от 28 апреля 1983 г. к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., предусматривающий отмену смертной казни, подписанный Российской Федерацией 16 апреля 1997 г.;
статья 18 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., в соответствии с которой государство, подписавшее международный договор, обязано воздерживаться от действий, которые лишили бы договор его объекта и цели;
Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19 ноября 2009 г. N 1344-О-Р о разъяснении пункта 5 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 г. N 3-П, согласно которому введение суда с участием присяжных заседателей на всей территории Российской Федерации не открывает возможность применения смертной казни.
При таких условиях концепция законопроекта о применении наказания в виде смертной казни не может быть поддержана.
Законопроектом предлагается закрепить в проектных частях четвёртых статей 78 и 83 УК РФ положение, согласно которому сроки давности не применяются к лицам, совершившим преступления, предусмотренные статьями 131, 132, 134 и 230 УК РФ. Указанное предложение, по нашему мнению, не согласуется с доктриной уголовного права и международными нормами.
Принцип неотвратимости юридической ответственности предполагает, что каждое преступление должно быть своевременно и тщательно расследовано, виновные должны быть установлены и преданы суду с тем, чтобы содеянное ими получило надлежащую правовую оценку и сами они понесли справедливое и законное наказание. При этом принципу неотвратимости ответственности не противоречат положения статей 78 и 83 УК РФ об освобождении от уголовной ответственности и от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности, которые определяются в зависимости от характера и степени общественной опасности деяния, а именно исходя из категории преступления.
Исключением из общего правила являются преступления против мира и безопасности человечества. К лицам, совершившим преступления против мира и безопасности человечества, предусмотренные статьями 353, 356, 357 и 358 УК РФ, сроки давности не применяются (часть пятая статьи 78 и часть четвёртая статьи 83 УК РФ в действующей редакции). Данное положение введено в УК РФ в силу предписания международного права - статьи 1 Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества (г. Нью-Йорк, 26 ноября 1968 г.) и подчёркивает приоритет жизни человечества в целом как высшей охраняемой законом ценности.
Относительно введения в санкции статей Особенной части УК РФ дополнительных наказаний в виде лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до 25 лет и ограничения свободы на срок до 7 лет, а также наказания в виде лишения свободы на срок до 25 лет необходимо отметить следующее.
Указанное увеличение верхних пределов данных видов наказаний не согласуется с требованиями Общей части УК РФ, обеспечивающими внутреннюю согласованность, системность уголовных норм, а именно противоречит положениям части второй статьи 47, части второй статьи 53 и части второй статьи 56 УК РФ, согласно которым максимальные сроки лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью в качестве дополнительного наказания и лишения свободы не могут превышать 20 лет, а максимальный срок дополнительного наказания в виде ограничения свободы - 2 лет.
Кроме того, вопрос об увеличении максимально возможного срока наказания в виде лишения свободы не может быть решён без сохранения системных связей наказуемости всех преступлений, особо тяжких в частности, и соблюдения принципа справедливости наказания (статьи 6 и 43 УК РФ). Однако в рассматриваемом законопроекте эти обстоятельства не учтены.
Ввиду изложенного представленный законопроект не поддерживается.
|
А.А. Толкаченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Верховного Суда РФ от 24 января 2014 г. N 2-ВС-232/14 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 414142-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации"
Текст письма официально опубликован не был