Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
по проекту федерального закона N 560283-6 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части уточнения критериев и требований по землепользованию),
внесенному депутатами Государственной Думы С.В. Максимовой, А.Н. Хайруллиным, Н.В. Герасимовой
(изменённый текст)
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 29 июня 2015 года (протокол N 246, пункт 107) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен измененный текст проекта федерального закона N 560283-6 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части уточнения критериев и требований по землепользованию), внесенный депутатами Государственной Думы С.В. Максимовой, А.Н. Хайруллиным, Н.В. Герасимовой.
Проект направлен на выявление нарушений земельного законодательства, а именно, неправомерного нахождения в собственности иностранного лица земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
В настоящее время иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам, лицам без гражданства, а также юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, запрещено иметь в собственности земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Однако, государственным и муниципальным органам власти, осуществляющим земельный контроль, достаточно сложно выявлять данные нарушения.
По мнению авторов, это порождает ситуации, при которых земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения находятся в собственности иностранных лиц не напрямую, а посредством использования т.н. "подставных" компаний. В соответствии с законодательством Российской Федерации такое лицо именуется бенефициарным владельцем (конечным владельцем).
Проект направлен на выявление таких собственников земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в целях пресечения нарушений земельного законодательства.
В связи с этим, проектом предлагается внести изменения и дополнения в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
В частности проектом раскрывается понятие - "бенефициарный владелец" и устанавливается обязанность юридических лиц - собственников земельных участков или доли в праве общей собственности на земельный участок раскрывать информацию о своих бенефициарных владельцах, порядок и сроки представления такой информации, ее проверки, осуществления органами земельного контроля мер реагирования, а также установления ответственности за нарушение вводимых норм.
По мнению Комитета, реализация проекта может способствовать соблюдению законодательства в этой сфере и защите государственных интересов.
Вместе с тем, следует отметить, что согласно предлагаемой части 2 проектируемой статьи 4.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" юридические лица - собственники земельных участков или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения обязаны самостоятельно не реже одного раза в год представлять в уполномоченный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный или муниципальный земельный надзор информацию о бенефициарных владельцах.
В этой связи, представляется нецелесообразным установление данной обязанности в подобной форме,- ежегодного предоставления информации о бенефициарных владельцах. По мнению Комитета, это необоснованно увеличит бумажный документооборот в органах публичной власти, кроме того, может повлечь увеличение кадровых штатов органов публичной власти и соответственно расходов региональных и местных бюджетов.
Полагаем, что оправданным будет изменение представленной формулировки, например, на обуславливающую предоставление информации о бенефициарных владельцах фактом сделки по приобретению земельного участка или изменением в уставных документах собственника такого земельного участка.
Данное замечание является важным, однако может быть учтено при доработке проекта ко второму чтению.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления поддерживает концепцию измененного текста законопроекта с учетом высказанного замечания.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.