Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по земельным отношениям и строительству
по проекту федерального закона N 560283-6 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
(в части уточнения критериев и требований по землепользованию),
внесенному депутатами Государственной Думы С.В. Максимовой, А.Н. Хайруллиным, а также В.Н. Плотниковым в период исполнения им полномочий члена Совета Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству рассмотрел проект федерального закона N 560283-6 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части уточнения критериев и требований по землепользованию), внесенный депутатами Государственной Думы С.В. Максимовой, А.Н. Хайруллиным, а также В.Н. Плотниковым в период исполнения им полномочий члена Совета Федерации (далее - Законопроект), и сообщает следующее.
Законопроектом предлагается дополнить Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" положениями об обязанности юридических лиц, которые являются собственниками земельных участков или доли в праве общей собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения, представлять органы, осуществляющие государственный или муниципальный земельный надзор, информацию о бенефициарных владельцах.
При этом исходя из положений проектируемой статьи 4.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" под бенефициарным владельцем в целях данной статьи предлагается понимать физическое лицо, в том числе, являющееся иностранным гражданином, которое, в конечном счете, прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) юридическим лицом - собственником земельного участка, доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения либо имеет возможность контролировать его действия.
Законопроект разработан с целью выявления нарушений статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", в соответствии с которой иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.
В целом Комитет разделяет мнение субъектов права законодательной инициативы о необходимости совершенствования положений земельного законодательства Российской Федерации, в том числе в части введения механизмов, обеспечивающих соблюдение ограничений в сфере земельных отношений, установленных применительно к иностранным гражданам и иностранным юридическим лицам.
Вместе с тем, Комитет считает необходимым отметить, что в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).
При этом следует обратить внимание, что отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения) регулируются гражданским законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации). Однако какие-либо изменения, связанные с правовым регулированием гражданско-правового положения бенефициарных владельцев юридических лиц, в Гражданский кодекс Российской Федерации и в иные федеральные законы, регулирующие вопросы участия в корпоративных организациях, не вносятся.
По мнению Комитета, такой подход не в полной мере соотносится с предметом регулирования земельного законодательства Российской Федерации, в связи с чем установление каких-либо обязанностей юридических лиц о предоставлении в органы государственной власти или органы местного самоуправления сведений о лицах, обладающих правом участия в них (участниках, учредителях, членах), должны быть основаны, прежде всего, на нормах гражданского законодательства.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Таким образом, юридическое лицо является субъектом гражданских правоотношений, а не объектом гражданских прав (статья 128 Гражданского кодекса Российской Федерации), в связи с чем применение формулировки "владеет юридическим лицом" представляется некорректным.
Законопроект не соотносится со статьями 71, 72 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым предусматривается осуществление государственного земельного надзора уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. В свою очередь органами местного самоуправления осуществляется муниципальный земельный контроль.
Пунктом 3 проектируемой статьи 4.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" предусматривается, что уполномоченный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный или муниципальный земельный надзор в течение 3 месяцев обязан провести проверку информации о бенефициарных владельцах. Вместе с тем, из законопроекта однозначно не понятно, в каком порядке будет осуществляться проведение данной проверки и применяются ли в этом случае положения статей 71 и 71.1 Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
На основании изложенного, Комитет по земельным отношениям и строительству предлагает субъектам права законодательной инициативы изменить текст законопроекта с учетом замечаний, изложенных в настоящем заключении и внести измененную редакцию законопроекта в Государственную Думу в установленном порядке.
Председатель Комитета |
А.Ю. Русских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.