Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям
по проекту федерального закона N 560283-6 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части уточнения критериев и требований по землепользованию) -
внесен депутатами Государственной Думы С.В. Максимовой, А.Н. Хайруллиным, а также В.Н. Плотниковым в период исполнения им полномочий члена Совета Федерации и Н.В. Герасимовой в период исполнения ею полномочий депутата Государственной Думы
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям рассмотрел проект федерального закона N 560283-6 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части уточнения критериев и требований по землепользованию), внесенный депутатами Государственной Думы С.В. Максимовой, А.Н. Хайруллиным, а также В.Н. Плотниковым в период исполнения им полномочий члена Совета Федерации и Н.В. Герасимовой в период исполнения ею полномочий депутата Государственной Думы (далее - законопроект), и сообщает следующее.
Как следует из пояснительной записки, законопроект направлен на совершенствование земельного контроля (надзора) за соблюдением земельного законодательства, главным образом в части правовых положений, запрещающих иностранным лицам иметь в собственности земельные участки сельскохозяйственного назначения. В настоящее время в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" иностранным гражданами юридическим лицам, лицам без гражданства, а также юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов запрещено иметь в собственности земельные участки сельскохозяйственного назначения. Законопроект предлагает уменьшить с 50 до 25% долю участия иностранцев (лиц без гражданства) в уставном (складочном) капитале, а также установить обязанность юридических лиц - собственников земельных участков сельскохозяйственного назначения самостоятельно не реже одного раза в год информировать органы земельного надзора или контроля, о своих "бенефициарных владельцах". При этом под бенефициарным владельцем понимается физическое лицо, в том числе являющееся иностранным гражданином, которое, в конечном счете, прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) юридическим лицом - собственником земельного участка, доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения либо имеет возможность контролировать его действия
Помимо этого законопроект также предусматривает уменьшение до 10% максимальной общей площади сельскохозяйственных угодий в пределах территории одного муниципального района, которые могут находиться в собственности одного лица.
Такого рода изменения, которые означают, что лица, которые были вправе иметь в собственности земельные участки сельскохозяйственного назначения, такое право утратят, могут привести к существенным изменениям структуры сельскохозяйственной земельной собственности в стране. Поэтому они требуют глубокой социально-экономической проработки и оценки регулирующего воздействия на сельскохозяйственную отрасль. Между тем в пояснительной записке к законопроекту какой бы то ни было аргументации подобных изменений, расчетов, обоснования негативного влияния действующего регулирования в на сельскохозяйственное производство не приводится.
Устанавливаемая законопроектом обязанность информирования о "бенефициарных владельцах" страдает недопустимой степенью неопределенности поскольку адресат такой информации устанавливается альтернативно: органы государственного земельного надзора или муниципального земельного контроля. Между тем, непредставление такой информации по законопроекту является основанием для привлечения обязанного лица к административной ответственности.
Вызывает также сомнение целесообразность использования для регулирования земельных отношений понятия "бенефициарный владелец", содержание которого в настоящее время определяется статьей 3 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Кроме того следует отметить, что после реформы в 2014 году земельного надзора и контроля органы государственного земельного надзора получили право запрашивать и безвозмездно получать от органов государственной власти и местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацию и документы, необходимые для проведения проверок, в том числе документы о правах на земельные участки и расположенные на них объекты, а также сведения о лицах, использующих земельные участки. В связи с этим положение законопроекта, устанавливающее обязанность собственников по регулярному инициативному представлению информации о своих "бенефициарных владельцах", во многом утратило свою актуальность. Оно будет создавать лишь излишнюю административную нагрузку на сельскохозяйственных товаропроизводителей в случае принятия законопроекта.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям рекомендует Государственной Думе отклонить законопроект при его рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
Н.П. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.