Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 560283-6 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях",
внесенному депутатами Государственной Думы С.В. Максимовой, А.Н. Хайруллиным, а также В.Н. Плотниковым в период исполнения им полномочий члена Совета Федерации
(повторно к первому чтению)
Досье на проект федерального закона
Положения проектируемой статьи 4.1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения) и проектируемой статьи 42.1 Земельного кодекса Российской Федерации касаются "бенефициарных владельцев юридических лиц - собственников земельного участка, доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения". Принимая во внимание статью 3 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, которая допускает владение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения иностранными лицами, лицами без гражданства, а также юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, только на праве аренды, полагаем необходимым обосновать введение контроля в отношении бенефициарных владельцев таких земельных участков. Абзац, которым предлагается дополнить пункт 1 статьи 5 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, требует согласования с положениями статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 3 упомянутого Закона, поскольку данными нормами не вводятся непосредственно такие ограничения в отношении бенефициарных владельцев, а расширительное толкование норм, ограничивающих субъективные гражданские права, не допускается.
Полагаем, что в проекте следует использовать понятие "уполномоченный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный земельный надзор, или уполномоченный орган местного самоуправления, осуществляющий муниципальный земельный контроль".
Проектом предлагается дополнить главу 7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) новой статьей, предусматривающей административную ответственность за нарушение требований земельного законодательства о раскрытии информации о бенефициарных владельцах. Однако, учитывая, что целью данного проекта является "уточнение контрольных норм для улучшения выявления нарушений земельного законодательства", а не охрана собственности (см. наименование главы 7 КоАП РФ), полагаем возможным рассмотреть вопрос о дополнении статьей предлагаемого содержания главы 19 КоАП РФ. При этом обращаем внимание на статьи 19.7.5-2, 19.7.7-19.7.12 и другие статьи Кодекса, имеющие подобный объект административного правонарушения, поскольку согласно проектируемой статье 42.1 Земельного кодекса Российской Федерации информация о бенефициарных владельцах должна предоставляться в уполномоченный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный земельный надзор или муниципальный земельный контроль,
Кроме того, в санкции проектируемой статьи КоАП РФ в качестве субъектов административной ответственности установлены только юридические лица, в связи с чем обращаем внимание, что согласно части 3 статьи 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Следует также учитывать, что в настоящее время глава 7 КоАП РФ содержит 35 статей.
В связи с дополнением части 1 статьи 23.15 КоАП РФ словами "или муниципальный земельный контроль" следует учитывать, что органы, осуществляющие муниципальный контроль, не уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях (см. статью 1.3.1 КоАП РФ). Также необходимо учесть, что в случае наделения органов власти, перечисленных в главе 23 КоАП РФ, правом рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных той или иной статьей КоАП РФ, наделять указанные органы дополнительно полномочием составлять протокол о тех же правонарушениях (см. изменения в пункт 22 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ) не требуется в силу части 1 статьи 28.3 КоАП РФ. Помимо этого, в дополнении пункта 22 указанием на органы, осуществляющие муниципальный земельный контроль, нет необходимости, поскольку органы местного самоуправления вправе составлять протоколы об административных правонарушениях при осуществлении муниципального контроля в силу общих положений, установленных статьей 1.3.1 КоАП РФ.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.