Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 560283-6 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях",
внесенному членом Совета Федерации В.Н. Плотниковым, депутатами Государственной Думы С.В. Максимовой, А.Н. Хайруллиным
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Положения проектируемой статьи 4.1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения) и проектируемой статьи 42.1 Земельного кодекса Российской Федерации касаются "бенефициарных владельцев юридических лиц - собственников земельного участка, доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения". Принимая во внимание статью 3 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, которая допускает владение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения иностранными лицами, лицами без гражданства, а также юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, только на праве аренды, полагаем необходимым обосновать введение контроля в отношении бенефициарных владельцев таких земельных участков. Абзац, которым предлагается дополнить пункт 1 статьи 5 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, требует согласования с положениями статьи 15 Земельного кодекса и статьи 3 упомянутого Закона, поскольку данными нормами не вводятся непосредственно такие ограничения в отношении бенефициарных владельцев, а расширительное толкование норм, ограничивающих субъективные гражданские права, не допускается.
Проектом предлагается дополнить главу 7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) (статья 3 проекта) новой статьей, предусматривающей административную ответственность за нарушение требований земельного законодательства о раскрытии информации о бенефициарных владельцах. Однако, учитывая, что целью проекта федерального закона является "уточнение контрольных норм для улучшения выявления нарушений земельного законодательства", а не охрана собственности (см. наименование главы 7 КоАП РФ), полагаем возможным рассмотреть вопрос о дополнении статьей предлагаемого содержания главы 19 КоАП РФ.
В диспозиции новой статьи КоАП РФ следует уточнить, что речь должна идти о земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения согласно изменениям в Земельный кодекс Российской Федерации и Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (статьи 1 и 2 проекта).
Кроме того, как представляется, объективная сторона противоправного действия, указанного в проектируемой статье КоАП РФ, должна базироваться на изменениях в указанные законодательные акты, а именно, в статье должна устанавливаться ответственность за непредставление информации в уполномоченный орган исполнительной власти, поскольку проектируемые изменения в вышеназванные законодательные акты не содержат требования "раскрытия информации". Кроме того, данный термин не имеет в законодательстве единой трактовки и может означать как предоставление информации уполномоченному органу, так и предоставление информации неограниченному кругу лиц.
Также в диспозиции проектируемой статьи КоАП РФ следует уточнить, о каком "уполномоченном органе исполнительной власти, осуществляющем государственный или муниципальный надзор", идет речь.
В санкции проектируемой статьи КоАП РФ в качестве субъектов административной ответственности установлены только юридические лица, в связи с чем обращаем внимание, что согласно части 3 статьи 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
В связи с дополнением КоАП РФ новой статьей необходимо определить органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных новой статьей (глава 23 КоАП РФ), а в случае необходимости - определить должностных лиц органов, уполномоченных составлять протоколы о данном административном правонарушении (статья 28.3 КоАП РФ).
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.