Досье на проект федерального закона
Комитетом Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции рассмотрен внесенный Правительством Российской Федерации проект федерального закона N 268759-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии граждан в охране общественного порядка" (в части совершенствования правового регулирования правоотношений в сфере охраны общественного порядка)" (далее - законопроект).
Законопроектом предлагается уточнить ограничения в отношении граждан, желающих стать народными дружинниками, учредителями народных дружин или внештатными сотрудниками полиции.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 17 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" гражданин Российской Федерации не может замещать должности в органах внутренних дел Российской Федерации в случае, если он неоднократно в течение года, предшествующего дню поступления на службу в органы внутренних дел, подвергался в судебном порядке административному наказанию за совершенные умышленно административные правонарушения.
При этом пунктом 8 части 2 статьи 14 Федерального закона от 2 апреля 2014 года N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка" (далее - Федеральный закон) установлено, что гражданин Российской Федерации не может быть принят в народную дружину, если он неоднократно в течение года, предшествующего дню принятия в народную дружину, подвергался в судебном порядке административному наказанию за совершенные административные правонарушения.
Аналогичные ограничения установлены Федеральным законом для граждан, желающих стать учредителями народных дружин или внештатными сотрудниками полиции.
Таким образом, законодательством Российской Федерации для граждан, желающих вступить в народную дружину или стать внештатными сотрудниками полиции, устанавливаются более жесткие ограничения, чем для граждан, претендующих на замещение должностей в органах внутренних дел.
Законопроектом данная правовая коллизия устраняется.
В соответствии с частью 6 статьи 26 Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут осуществлять личное страхование народных дружинников на период их участия в проводимых органами внутренних дел (полицией) или иными правоохранительными органами мероприятиях по охране общественного порядка.
При этом согласно пункту 3 части 1 статьи 8 Федерального закона граждане вправе участвовать в охране общественного порядка при проведении спортивных, культурно-зрелищных и иных массовых мероприятий по приглашению их организаторов.
Кроме того, статьей 132 Конституции Российской Федерации определено, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют охрану общественного порядка.
Согласно пункту "е" части 2 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы местного самоуправления поддерживают общественный порядок в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
В соответствии с подпунктом 6 части 1 статьи 9 Федерального закона от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления также относится содействие обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении на территориях муниципальных образований официальных физкультурных и спортивных мероприятий.
Таким образом, народные дружинники могут привлекаться к охране общественного порядка не только органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами, но также органами местного самоуправления и организаторами спортивных, культурно-зрелищных и иных массовых мероприятий.
Вместе с тем случаи гибели народных дружинников и получения ими увечий во время участия в мероприятиях по охране общественного порядка, проводимых органами местного самоуправления и организаторами спортивных, культурно-зрелищных и иных массовых мероприятий, не являются страховыми.
В связи с этим законопроектом предлагается внести в часть 6 статьи 26 Федерального закона изменения, наделяющие органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления правом осуществлять личное страхование народных дружинников на период их участия во всех мероприятиях по охране общественного порядка.
В связи с образованием в составе Российской Федерации города федерального значения Севастополя законопроектом также предлагается распространить действие положений Федерального закона, регулирующих участие граждан в охране общественного порядка в городах федерального значения, на город Севастополь.
Реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
На основании изложенного Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции поддерживает законопроект и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Первый заместитель |
Э.А. Валеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.