Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по образованию
на проект федерального закона N 495392-5 "О государственной поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации", внесенный в Государственную Думу депутатами Государственной Думы О.В. Морозовым, А.Н. Чилингаровым, В.А. Черешневым, А.А. Кокошиным, С.Н. Решульским, В.К. Осиповым, М.Ч. Залихановым, И.Н. Игошиным, Е.А. Федоровым, С.И. Колесниковым, В.В. Зубаревым, А.Г. Аксаковым, Х.М. Салиховым, Н.В. Левичевым, Ж.И. Алферовым, А.Ю. Русских, Н.С. Максимовой, А.В. Островским, М.Ф. Загидулловым, Ю.В. Васильевым, В.А. Головневым, Г.А. Балыхиным, Ф.М. Швалевым, Г.П. Ивлиевым, С.В. Железняком, К.И. Косачевым, И.В. Пономаревым, С.В. Хоркиной, Ю.О. Исаевым, Н.В. Расторгуевым
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 495392-5 "О государственной поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации" (далее по тексту - Законопроект), внесенный депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по образованию отмечает следующее.
Законопроект направлен на установление правил и процедур государственной поддержки инновационной деятельности, под которой понимаются "действия (деятельность) физического или юридического лица, направленные на создание и (или) практическое применение результатов научной и (или) научно-технической деятельности при производстве товаров, работ и услуг (инновационной продукции) по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации".
Законопроект предлагает:
1. Разграничить инновационную деятельность и иную, в том числе ту, которая лишь опосредованно служит целям выпуска инновационной продукции, в частности, по реконструкции и техническому переоснащению предприятия. И, одновременно с этим, отнести к инновационной - деятельность, направленную на создание результатов научной и (или) научно-технической деятельности, то есть, по существу, научную и научно-техническую деятельность, если она осуществляется по приоритетным направлениям науки, технологий и техники.
2. Установить государственную поддержку субъектам инновационной деятельности, которые отвечают определенным требованиям и осуществляют инновационную деятельность на территории Российской Федерации.
3. Отнести к государственной поддержке инновационной деятельности такие меры, как:
- финансовая поддержка,
- налоговое и таможенное стимулирование,
- организационно-правовая поддержка,
- информационная поддержка.
4. Закрепить не только традиционные формы поддержки и стимулирования (специальные налоговые и таможенные режимы), но и новые (например, государственные гарантии, инновационные гранты).
5. Принимать меры, направленные на сокращение или прекращение производства и потребления товаров, работ и услуг, изготавливаемых или оказываемых с использованием устаревших, малоэффективных и затратных технологий.
Законопроект устанавливает:
1. Права и обязанности субъектов инновационной деятельности, которым оказывается государственная поддержка.
2. Компетенцию органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по государственной поддержки инновационной деятельности, а также порядок их взаимодействия в этой области.
Законопроект также:
- предусматривает разработку и реализацию единой государственной инновационной политики;
- относит государственную поддержку инновационной деятельности к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
- предписывает создание Федерального инновационного фонда России, учреждаемого Правительством Российской Федерации совместно с частными инвесторами;
- предусматривает формирование системы исполнительных органов власти, ответственных за инновационное развитие экономики Российской Федерации, координацию и контроль их деятельности в интересах реализации единой государственной инновационной политики, а также создание специального Федерального органа исполнительной власти по науке и инновациям, уполномоченного по поддержке инновационной деятельности;
- обязывает все федеральные органы исполнительной власти в пределах установленной для них деятельности осуществлять:
- разработку и утверждение планов государственной поддержки инновационной деятельности,
- разработку и реализацию федеральных целевых программ, проектов и иных мероприятий в области развития инновационной деятельности,
- контроль за выполнением соответствующих программ, проектов и мероприятий,
- подготовку прогнозов дальнейшего развития инновационной деятельности;
- обязывает Правительство Российской Федерации ежегодно представлять Президенту Российской Федерации и Федеральному Собранию Российской Федерации специальный доклад о ходе реализации мероприятий по государственной поддержке инновационной деятельности.
В соответствии с Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" все высшие учебные заведения обязаны заниматься научной деятельностью, поэтому вопросы внедрения полученных результатов научной деятельности и поддержки такого внедрения, находятся в зоне постоянного внимания Комитета Государственной Думы по образованию.
Комитет Государственной Думы по образованию разделяет идею закрепления на законодательном уровне государственной поддержки инновационной деятельности и отмечает, что реализация указанной цели требует комплексного подхода.
Принятие самостоятельного закона о государственной поддержке инновационной деятельности без одновременного внесения соответствующих изменений в действующие законодательные акты, прежде всего в налоговое и бюджетное законодательство, не может решить поставленных задач и создает правовые противоречия в регулируемой области. Наличие в приложенном к законопроекту перечне актов федерального законодательства, подлежащих изменению, 15 федеральных законов подтверждает это, но не решает проблему.
Законопроект требует существенной доработки.
Из текста законопроекта должны быть устранены формулировки, препятствующие реализации действующих мер государственной поддержки инновационной деятельности, а также те, которые могут ограничить возможность расширения форм государственной поддержки в этой динамично развивающейся области.
Положения, касающиеся правового регулирования инновационной деятельности, должны быть подкреплены, там где это необходимо, конкретными предложениями по внесению изменений в соответствующие законы, а в тех случаях, когда такие изменения противоречат концептуальным положениям этих законов, устранены из предлагаемого текста Законопроекта. Конкретный перечень норм, не согласующихся с действующем законодательством, приведен в подробном Официальном отзыве Правительства Российской Федерации на обсуждаемый законопроект.
На основании изложенного Комитет Государственной Думы по образованию предлагает, руководствуясь положением, изложенным в пункте "а" части шестой статьи 112 Регламента Государственной Думы, предложить ответственному комитету направить проект федерального закона N 495392-5 "О государственной поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации" авторам на доработку до рассмотрения законопроекта Государственной Думой в первом чтении
Председатель Комитета |
Г.А. Балыхин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.