Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 495392-5 "О государственной поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации", внесенному депутатами Государственной Думы О.В. Морозовым, А.Н. Чилингаровым, В.А. Черешневым и другими депутатами Государственной Думы
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
По представленному проекту федерального закона сообщаем следующее.
В целях более четкого определения, кому будет оказываться государственная поддержка, полагаем необходимым соотнести и уточнить понятия: субъекты инновационной деятельности, субъекты государственной поддержки, субъекты инновационной инфраструктуры (см. статьи 9, 10 проекта). Нуждаются в уточнении и виды государственной поддержки (статья 6 проекта). Так, например, законодательство о налогах и сборах не содержит мер, "направленных на снижение налогового бремени", но предусматривает налоговые льготы, о которых и говорится в части 3 статьи 10 проекта и в отношении которых требуется учесть положения статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) о том, что нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера. Полагаем, что в данном случае следует вести речь о применении субъектом инновационной деятельности предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых льгот. Также в указанной части 3 статьи 10 проекта термин "аналогичные льготы" нуждается в уточнении, поскольку неясно, какие льготы, предусмотренные проектом федерального закона, могут быть аналогичными по отношению к льготам по уплате налогов и сборов.
В статье 7 проекта дано определение инновационной деятельности. В связи с этим обращаем внимание на то, что действующее законодательство уже содержит соответствующую дефиницию. Так, согласно части 2 статьи 6 Федерального закона "О защите конкуренции" под инновационной деятельностью понимается деятельность, приводящая к созданию нового невзаимозаменяемого товара или нового взаимозаменяемого товара при снижении расходов на его производство и (или) улучшение его качества (кроме того, определение инновационной деятельности, а также положения о государственных фондах поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности содержатся в проекте федерального закона N 412571-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" и Налоговый кодекс Российской Федерации в части уточнения правового статуса фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности", который принят Государственной Думой в первом чтении 26 ноября 2010 года).
Предусмотренную в части 3 статьи 17 проекта функцию банка или иной кредитной организации осуществлять контроль реализации инновационного проекта субъектом инновационной деятельности следует соотнести с правовым статусом банка или кредитной организации, закрепленным в Федеральном законе "О банках и банковской деятельности".
Требуется уточнить, что понимается в статье 18 проекта под "благоприятным налоговым режимом для лиц, осуществляющих безвозмездное инвестирование собственных средств в инновационную деятельность". Все специальные налоговые режимы установлены в статье 18 Налогового кодекса, и указанного режима в ней не предусмотрено.
Статьи 19 и 20 проекта не являются предметом регулирования рассматриваемого законопроекта в силу статьи 1 Налогового кодекса, согласно которой порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов и освобождения от их уплаты регулируется Налоговым кодексом и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами, к которым данный проект не относится. В связи с этим статьи 19 и 20 проекта требуется исключить.
В части 5 статьи 25 проекта говорится о "государственной научно-технической экспертизе", по результатам которой предоставляются гранты субъектам инновационной деятельности. Полагаем необходимым определить предмет такой экспертизы, порядок ее проведения.
Правовое регулирование государственных целевых программ, предусмотренное в статье 26 проекта, следует соотнести со статей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, регулирующей долгосрочные целевые программы.
В части 2 статьи 27 проекта следует уточнить, какие "специализированные фонды государственной поддержки" имеются в виду.
Статья 28 проекта устанавливает особенности размещения государственного и муниципального закона на создание результатов научной и научно-технической деятельности, выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, поставку инновационной продукции. В связи с этим обращаем внимание, что Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" установлен единый порядок размещения таких заказов. Согласно положениям части 3 статьи 1 указанного Федерального закона иными федеральными законами могут устанавливаться особенности размещения государственного оборонного заказа, заказа на поставку материальных ценностей в государственный резерв.
В статье 32 проекта, определяющей полномочия "федерального органа исполнительной власти по науке и инновациям, уполномоченного в сфере поддержки инновационной деятельности", отмечаем, что система и структура федеральных органов исполнительной власти и их соответствующая функциональная компетенция в настоящее время определяется исключительно на основании статей 12 и 13 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" указами Президента РФ от 9 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" и от 12 мая 2008 года N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти".
Положения статьи 33 проекта, устанавливающие полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере поддержки инновационной деятельности, необходимо согласовать с подпунктом 53 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", относящим к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), только решение вопросов организации и осуществления региональных научно-технических и инновационных программ и проектов, в том числе научными организациями субъекта Российской Федерации.
В части 3 статьи 16 проекта следует указать конкретный размер субсидии и сумму приобретаемого основного средства.
Отмечаем, что отдельные термины проекта носят оценочный характер (см, например, "субъекты инновационной деятельности, успешно внедрившие результаты научной и научно-технической деятельности" - часть 4 статьи 19 проекта, "наиболее высокие инновационные показатели" - пункт 5 части 1 статьи 28 проекта). Кроме того, в проекте используется терминология, которая в законодательстве Российской Федерации не употребляется (см., например, "устроитель конкурса" - часть 4 статьи 25, статья 27 проекта, "приобретение права подачи заявки на государственную регистрацию результатов научной и научно-технической деятельности" - (пункт 2 части 2 статьи 7 проекта). В тексте проекта (см. например, статью 3, части 1 и 3 статьи 5, часть 1 статьи 7, часть 2 статьи 15 проекта и др.) используется термин "государство", носящий общий характер и не позволяющий конкретизировать применение правовых норм. В части 3 статьи 13 проекта следует учитывать, что термин "доход" используется в разных значениях в законодательстве Российской Федерации о бухгалтерском учете и в законодательстве о налогах и сборах. В части 4 статьи 16 проекта показатель "общие расходы (признанные расходы)" следует привести в соответствие с терминологией Налогового кодекса.
В законопроекте (см. абзац второй части 1 статьи 6, части 2, 3 статьи 21) содержатся ссылки на Таможенный кодекс Российской Федерации. Отмечаем, что в соответствии со статьей 324 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" статьи 1 - 357.9, пункты 2 и 3 статьи 357.10, статьи 358-439 Таможенного кодекса Российской Федерации признаны утратившими силу с 29 декабря 2010 года. С 1 октября 2011 года Таможенный кодекс Российской Федерации признается утратившим силу.
Замечания юридико-технического характера прилагаются на 3 листах.
Начальник управления |
М.Н. Ласточкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.