Официальный отзыв Правительства РФ
на проект федерального закона N 495392-5 "О государственной поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации",
внесенный депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации О.В. Морозовым, А.Н. Чилингаровым, В.А. Черешневым и другими
Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
В настоящее время вопрос поддержки инновационной деятельности в Российской Федерации находится в центре внимания, что подтверждается появлением все более современных, в достаточной мере эффективных механизмов государственной и иной поддержки инновационной деятельности. В этой связи необходимость совершенствования законодательства в области инновационной деятельности поддерживается.
Вместе с тем к законопроекту имеется ряд замечаний, в том числе концептуального характера, которые свидетельствуют о неэффективности выбранного подхода в форме разработки единого законодательного акта, регулирующего государственную поддержку инновационной деятельности в Российской Федерации.
Предлагаемые в законопроекте механизмы и направления поддержки носят фрагментарный характер, регламентируя лишь отдельные аспекты инновационной деятельности. В настоящей редакции законопроект ограничит существующие инструменты поддержки инновационной деятельности, а при появлении новых механизмов поддержки будет требовать регулярного внесения изменений в законодательство.
Так, частью 1 статьи 6 законопроекта виды государственной поддержки инновационной деятельности предлагается ограничить финансовой, организационно-правовой и информационной поддержкой субъектов инновационной деятельности. При этом государство будет не вправе оказывать гарантийную поддержку посредством, например, Внешэкономбанка.
Для достижения заявленных целей законопроект должен позволять однозначно определять цели и задачи, а также требования к эффективности и результативности финансируемых в настоящее время инструментов государственной поддержки инновационной деятельности, таких как некоммерческая организация "Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий" (далее - Фонд "Сколково"), технико-внедренческие особые экономические зоны, открытое акционерное общество "РОСНАНО", открытое акционерное общество "Российская венчурная компания", Фонд содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере. При этом нормы законопроекта в предложенной редакции не охватывают в числе прочего технико-внедренческую и венчурную деятельность, относящуюся к инновационной деятельности по своему характеру.
Кроме того, государственная политика в части поддержки субъектов инновационной инфраструктуры практически не рассматривается, большинство льгот направлено на поддержку субъектов инновационной деятельности. Вместе с тем действующие инструменты государственной поддержки инновационной деятельности - технико-внедренческие особые экономические зоны, бизнес-инкубаторы, технопарки, а также Фонд "Сколково", действуют преимущественно в сегменте инновационной инфраструктуры.
В законопроекте не предусмотрена формализация стадий жизненного цикла инновационных проектов, отсутствует регулирование взаимодействия субъектов инновационной и научно-технической деятельности, а также деятельности по финансированию инновационных проектов. Без этого регулирования невозможно обеспечить эффективную государственную поддержку инновационной деятельности, в том числе определить роль существующих институтов ее государственной поддержки.
Таким образом, принятие законопроекта в предложенной редакции повлечет за собой необходимость реформирования многих действующих институтов государственной поддержки инновационной деятельности и одновременно создаст правовые ограничения для государственной поддержки тех механизмов и направлений поддержки, которые не нашли отражения в законопроекте, фактически сузив экономическую базу технологической модернизации экономики страны.
Согласно части 1 статьи 7 законопроекта государство оказывает поддержку инновационной деятельности по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации. Такая формулировка во многом исключает поддержку инновационной деятельности через "горизонтальные" механизмы стимулирования инновационной активности, то есть создание институтов, нацеленных не только на приоритетные направления, но и на стимулирование инновационной активности в других секторах. По мнению экспертов, прорывы в науке и технологиях в настоящее время наиболее вероятны на стыке научных отраслей. В связи с этим без создания условий по поддержке полного спектра исследований поддержка приоритетных направлений будет заведомо менее эффективна.
Исходя из приведенного в части 1 статьи 7 законопроекта определения, в поддержку инновационной деятельности не попадают организационные и маркетинговые инновации. В частности, к результатам инновационной деятельности необходимо отнести создание фирменных наименований, товарных знаков, знаков обслуживания, коммерческих обозначений, поскольку узнаваемость брендов в современной экономике часто имеет определяющее значение при продвижении товаров на рынки, в том числе и инновационных товаров, и соответственно работа организаций по созданию и развитию бренда может и должна быть предметом поддержки со стороны государства.
Частью 3 статьи 5 законопроекта предлагается установить необходимость сокращения или прекращения производства и потребления товаров, работ и услуг, изготавливаемых или оказываемых с использованием устаревших, малоэффективных и затратных технологий. Указанная цель не нашла отражения в иных положениях законопроекта, в том числе и в понятийном аппарате, в связи с чем определить содержание используемых в законопроекте понятий не представляется возможным.
Положения законопроекта, устанавливающие виды государственной поддержки, требуют приведения в соответствие с нормами основополагающих нормативных правовых актов Российской Федерации (Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), Налогового кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и других).
Так, в законопроекте искажены инструменты оказания финансовой поддержки, используемые с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Также законопроектом предлагается законодательно закрепить возможность предоставления субъектам инновационной деятельности "иных форм" государственной поддержки.
Указанные инструменты описаны в параграфе 1 главы 3 законопроекта, положения которого не поддерживаются по следующим основаниям.
В части 1 статьи 15 законопроекта предлагается определить в числе форм оказания государственной финансовой поддержки субъектам инновационной деятельности предоставление субсидий за счет бюджетов субъектов Российской Федерации, в том числе в целях предоставления грантов, государственных гарантий по кредитным обязательствам субъектов и иные формы. Аналогичная норма содержится в части 1 статьи 14 законопроекта.
Вопросы предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам регулируются статьей 78 Бюджетного кодекса, согласно которой субсидии из бюджетов бюджетной системы предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом (решением) о бюджете и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
В свою очередь, пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса устанавливается, что в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ).
Порядок определения объема и условия предоставления указанных субсидий из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.
В связи с этим в отраслевом законодательстве не могут быть установлены нормы, предусматривающие порядок предоставления субсидий в целях государственной поддержки деятельности в той или иной сфере. Положения законопроекта, предусматривающие возможность предоставления субсидий в целях предоставления государственных гарантий по кредитным обязательствам, не вписываются в рамки, определенные бюджетным законодательством.
Частью 2 статьи 15 законопроекта предложено установить, что финансовая поддержка субъектам инновационной деятельности оказывается государством в лице исполнительных органов государственной власти либо уполномоченных на оказание такой поддержки государственных организаций, в частности, наделенных правами главного распорядителя бюджетных средств (государственные академии наук, государственные корпорации и другие).
Данная норма противоречит положениям Бюджетного кодекса, поскольку финансовая поддержка, предусматривающая предоставление средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, не может оказываться конкретными органами государственной власти и государственными организациями, а осуществляется в соответствии с распределением бюджетных ассигнований, предусмотренных законом (решением) о бюджете на соответствующий финансовый год главным распорядителям бюджетных средств.
Кроме того, Бюджетный кодекс не предусматривает наделения полномочиями главного распорядителя бюджетных средств государственных корпораций.
Часть 3 статьи 15 законопроекта определяет межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам наукоградов в качестве формы оказания государственной поддержки субъектам инновационной деятельности и субъектам инновационной инфраструктуры на территории муниципального образования, признанного наукоградом.
Данное положение не согласуется с определением межбюджетных трансфертов, содержащимся в Бюджетном кодексе, согласно которому межбюджетными трансфертами являются средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, включение в законопроект специальных норм о финансовой поддержке субъектов инновационной деятельности и субъектов инновационной инфраструктуры на территории отдельных муниципальных образований путем доведения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета до бюджетов наукоградов недопустимо.
Часть 3 статьи 16 законопроекта предусматривает гарантированное право на получение субсидии в исчисляемом размере субъектами инновационной деятельности при условии приобретения ими основных средств, используемых для производства инновационной продукции, на определенную сумму.
Наряду с этим часть 4 статьи 16 законопроекта предусматривает отбор субъектов инновационной деятельности, претендующих на получение субсидий, исходя из объемов расходов, произведенных ими на исследования и разработки, а также уровня доходов от реализации инновационной продукции собственного производства.
Однако в соответствии с Бюджетным кодексом условия предоставления субсидий определяются органами исполнительной власти. Поэтому данную норму необходимо уточнить, исключив конкретные критерии отбора, вместо которых могут быть предложены принципы, которыми должен руководствоваться орган государственной власти при разработке порядка отбора и условий предоставления субсидий в части поддержки инновационной деятельности.
Положение части 6 статьи 16 законопроекта, согласно которой порядок предоставления субсидий устанавливается федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, является неверным и избыточным, поскольку данный вопрос урегулирован бюджетным законодательством, в частности пунктами 2 и 3 статьи 78 Бюджетного кодекса.
Частью 7 статьи 16 законопроекта предусмотрено, что критерии оценки эффективности вложения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при предоставлении субсидий определяются Правительством Российской Федерации.
Представляется, что норма, устанавливающая требования к целевому, эффективному и результативному использованию бюджетных средств для поддержки инновационной деятельности, учитывающая особенности осуществления такой деятельности, должна найти отражение в рассматриваемом законопроекте.
Часть 2 статьи 18 законопроекта, устанавливающая возможность государственной финансовой поддержки безвозмездного инвестирования в виде беспроцентного кредитования инновационной деятельности или кредитования под льготные процентные ставки, не соответствует Бюджетному кодексу, поскольку в соответствии с абзацем четвертым пункта 1 статьи 93.2 Бюджетного кодекса бюджетные кредиты юридическим лицам, в том числе иностранным юридическим лицам, могут предоставляться только за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований), в случае реструктуризации обязательств (задолженности) юридических лиц по ранее полученным бюджетным кредитам, а также в случаях, установленных главой 15 Бюджетного кодекса.
Параграф 2 главы 3 законопроекта направлен на регулирование вопросов налогового и таможенного стимулирования инновационной деятельности как вида государственной поддержки. В частности, статьями 19 и 20 законопроекта предложено установить порядок предоставления и возврата инновационного налогового кредита, а также освобождения субъектов инновационной деятельности от уплаты налогов на ввозимую ими на таможенную территорию Российской Федерации продукцию (товары), необходимую для осуществления инновационной деятельности.
Однако согласно статье 1 Налогового кодекса Российской Федерации законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Необходимо также учитывать, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 324 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" признаны утратившими силу все положения Таможенного кодекса Российской Федерации, кроме пункта 1 статьи 357.10. В силу этого же Федерального закона с 1 октября 2011 г. Таможенный кодекс Российской Федерации признается утратившим силу в рамках реализации второго этапа формирования Таможенного союза ЕврАзЭС, в последующем таможенное регулирование в Российской Федерации будет осуществляться в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.
Законопроект (статьи 9, 13, 30) содержит положения, предусматривающие предоставление государственным академиям наук, подведомственным им организациям, иным научным организациям государственной поддержки, а также затрагивает вопросы их финансового обеспечения.
Частью 1 статьи 25 законопроекта предлагается установить, что для предоставления финансовой и иной поддержки субъектам инновационной деятельности в форме инновационных грантов государство привлекает государственные фонды государственной поддержки научной и (или) научно-технической деятельности, наделяя их соответствующими правами.
В связи с этим следует отметить, что средства федерального бюджета указанным научным организациям предоставляются в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период. При этом порядок финансового обеспечения научной и (или) научно-технической деятельности регулируется Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике".
Кроме того, положения статьи 25 законопроекта подлежат исключению, поскольку не являются предметом его регулирования и регламентируются Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике".
Законопроектом вводятся новые институты государственной поддержки, например, статья 24 законопроекта предусматривает учреждение Правительством Российской Федерации и частными инвесторами некоммерческой организации - Федерального инновационного фонда России. В связи с этим необходимо отметить, что создание указанного фонда приведет к смешению функций и структуры государственного и коммерческого секторов. Создание еще одного института поддержки (Федерального инновационного фонда России), аккумулирующего финансовые средства, в настоящий момент излишне в силу дублирования функций существующих институтов развития и возникающих трудностей при освоении институтами развития финансовых ресурсов, выделяемых для этих целей.
При этом указанной статьей предложено установить, что Федеральный инновационный фонд России призван аккумулировать финансовые ресурсы. В связи с этим следует отметить, что Бюджетным кодексом предусмотрено формирование в структуре бюджетной системы Российской Федерации бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов внебюджетных фондов (территориальные фонды обязательного медицинского страхования).
Создание иных внебюджетных фондов в структуре бюджетной системы Российской Федерации, а также образование юридического лица в организационно-правовой форме фонда с привлечением средств бюджетов бюджетной системы не предусмотрено бюджетным законодательством Российской Федерации и противоречит основополагающим принципам бюджетной системы, установленным Бюджетным кодексом: принципу единства бюджетной системы Российской Федерации (статья 29), принципу разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней (статья 30), принципу самостоятельности бюджетов (статья 31), принципу равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (статья 31.1), принципу общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов (статья 35).
Кроме этого, создание Федерального инновационного фонда России может потребовать дополнительных расходов федерального бюджета, в том числе по осуществлению имущественных взносов при ее создании.
В законопроекте отсутствует четкое разграничение полномочий между федеральными, региональными и местными органами власти. Так, частью 1 статьи 26 законопроекта предлагается установить, что поддержка субъектов инновационной деятельности может осуществляться в рамках принимаемых органами государственной власти Российской Федерации или органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственных целевых инновационных программ.
Между тем полномочия по принятию государственных целевых инновационных программ согласно пункту 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не относятся к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Кроме того, из положений законопроекта не представляется возможным однозначно определить правовой статус данных программ, а также их соотношение с предусмотренными законодательством Российской Федерации иными методами программно-целевого планирования (государственные программы Российской Федерации, федеральные целевые программы, ведомственные целевые программы).
Пунктом 3 части 1 статьи 30 законопроекта к полномочию Правительства Российской Федерации в сфере государственной поддержки инновационной деятельности отнесено определение порядка предоставления государственной поддержки на создание и практическое применение результатов научной и научно-технической деятельности при производстве товаров, работ и услуг (инновационной продукции).
Из положений параграфа 1 главы 3 законопроекта усматривается, что государственная поддержка инновационной деятельности будет осуществляться в том числе за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
В то же время исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации (установление порядка их исполнения), исполнение расходных обязательств муниципальных образований согласно статьям 8 и 9 Бюджетного кодекса являются соответственно бюджетными полномочиями субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Более того, согласно главе 3 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" оказание поддержки за счет средств местных бюджетов отраслям экономики, в том числе инновационной деятельности в отраслях экономики, не относится к вопросам местного значения.
Статьей 28 законопроекта предлагается установить особенности размещения государственных и муниципальных заказов на создание результатов научной и научно-технической деятельности, выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, поставку инновационной продукции.
Согласно статьям 1 и 2 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" устанавливается единый порядок размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений. Положения иных федеральных законов, связанные с вопросами размещения заказов, должны соответствовать указанному Федеральному закону.
Используемый в законопроекте понятийный аппарат не позволяет однозначно определить предмет его регулирования и четко идентифицировать, какую деятельность предлагается относить к инновационной.
Так, частью 2 статьи 5 законопроекта предусматривается, что Российская Федерация содействует развитию оценочной деятельности в сфере интеллектуальных прав, в том числе обеспечивает разработку показателей для оценки результатов научной и научно-технической деятельности.
Согласно Федеральному закону "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости. При этом для проведения оценки используются стандарты оценки.
Однако термин "показатели для оценки" не используется в указанном Федеральном законе. Кроме того, учитывая, что законопроектом механизм содействия оценочной деятельности не определен, данная норма носит декларативный характер.
Статьей 8 законопроекта раскрывается понятие "инновационная продукция", под которой предлагается понимать товары, в которых использованы результаты научной и (или) научно-технической деятельности, или товары, работы и услуги, которые произведены или оказаны способом, представляющим собой результат научной и (или) научно-технической деятельности, при условии, что с момента первоначального выпуска таких товаров не истекло трех лет.
Вместе с тем такое определение указанного понятия не позволяет однозначно установить товары, работы и услуги, которые следует относить к такого рода продукции, поскольку из представленного определения не представляется возможным определить, какие именно действия подразумеваются под "использованием в товарах результатов научной и (или) научно-технической деятельности", означает ли данная формулировка, что указанное требование предъявляется непосредственно к самой продукции или распространяется также на упаковку, транспортировку и иные процессы, связанные с доведением товаров до потребителя.
Кроме того, в статье 8 законопроекта раскрываются типы инновационной продукции: новый тип, принципиально новый тип, усовершенствованный тип. При этом законопроектом предусматривается необходимость учета типа инновационной продукции (статьи 4, 6, 14). Однако механизм соответствующего учета или значимость того или иного типа инновационной продукции законопроектом не определены.
Частью 1 статьи 10 законопроекта предлагается относить к субъектам инновационной деятельности любую организацию, имеющую в составе отдельные подразделения, осуществляющие инновационную деятельность. При таком подходе возможны злоупотребления, когда любой организации достаточно создать подразделение, формально осуществляющее инновационную деятельность, чтобы в полном объеме претендовать на получение государственной поддержки.
Понятия "субъект инновационной инфраструктуры" и "субъект инновационной деятельности" недостаточно четко разделены. В перечислении субъектов инновационной инфраструктуры присутствуют субъекты инновационной деятельности. Таким образом, из текста законопроекта непонятно, распространяются ли на субъекты инновационной инфраструктуры меры налогового стимулирования, а также ограничения, предусмотренные частью 1 статьи 11 законопроекта, и по какому принципу должно вестись разделение между этими двумя категориями.
Законопроект не содержит ясных и однозначных критериев определения эффективности и результативности инновационной деятельности. С учетом предложенной в законопроекте государственной финансовой поддержки субъектов инновационной деятельности за счет бюджетных средств данная неопределенность для выполнения требования статьи 34 Бюджетного кодекса должна быть устранена.
Также законопроектом не разъяснен "принцип экономической сущности".
Законопроект содержит множество не раскрытых ни в законодательстве Российской Федерации, ни для его целей понятий и терминов. Например, "центры трансферта технологий" (статья 10 законопроекта), "инновационные центры" (статья 10 законопроекта), "технологические инкубаторы" (статья 10 законопроекта), "служебные результаты научной и (или) научно-технической деятельности" (статья 13 законопроекта). Также требует уточнения понятие "кредитование под льготные процентные ставки".
В законопроекте выявлены коррупциогенные факторы.
Так, законопроектом предусматривается, что государственная поддержка оказывается субъектам инновационной деятельности, отвечающим требованиям настоящего закона (статья 4). Однако четкие требования к субъектам инновационной деятельности в тексте законопроекта отсутствуют, что позволяет органам государственной власти по своему усмотрению определять субъектов инновационной деятельности.
Кроме того, положениями законопроекта предоставляется возможность органам государственной власти по своему усмотрению совершать отдельные действия в отношении граждан и юридических лиц (часть 2 статьи 25, части 6 и 7 статьи 26, часть 1 статьи 27).
Согласно части 1 статьи 27 законопроекта федеральный орган исполнительной власти вправе уполномочить физическое или юридическое лицо на организацию и проведение конкурса при условии выделения средств на финансирование затрат на проведение конкурса.
Вместе с тем определение организатора конкурса в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" должно осуществляться по результатам проведения торгов (конкурса или аукциона).
По тексту законопроекта также используются категории оценочного характера. Например, "приемлемые сроки", "действующий рыночный механизм", "интерес общества и государства", "успешно внедривших результаты научной и научно-технической деятельности", "учитывается вид инновационной деятельности".
В соответствии с подпунктами "б", "в" и "з" пункта 3, подпунктом "в" пункта 4 методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", определение компетенции по формуле "вправе", выборочное изменение объема прав, отказ от конкурсных (аукционных) процедур, а также юридико-лингвистическая неопределенность являются коррупциогенными факторами.
С учетом изложенного законопроект нуждается в существенной доработке до рассмотрения Государственной Думой в первом чтении.
Заместитель Председателя |
В. Володин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.