Заключение Общественной палаты Российской Федерации по результатам общественной экспертизы
на проект федерального закона N 495392-5 "О государственной поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Общественной палатой Российской Федерации проведена общественная экспертиза проекта федерального закона N 495392-5 "О государственной поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации" (далее - законопроект).
Предметом рассмотрения являлись вопросы правового регулирования в сфере инновационной деятельности, составляющие важную часть социально-экономических преобразований в государстве.
Как следует из пояснительной записки, основанием к разработке законопроекта послужил факт отсутствия в законодательстве Российской Федерации норм, регулирующих возможность государственной поддержки в стимулировании и поощрении инновационной деятельности. Так, в механизмах налогового и таможенного стимулирования, содержащихся в соответствующих кодексах и имеющих конкретных адресатов, не названы субъекты инновационной деятельности. При размещении государственных и муниципальных заказов не учитывается инновационная направленность заявок. Кроме того, в законе (название Закона с обязательными реквизитами) не определены полномочия и функции органов государственной власти и порядок их взаимодействия в области поддержки инновационной деятельности, несмотря на то, что инновационная деятельность предполагает поддержку со стороны публичных органов власти всех уровней - Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, с учетом ее осуществления в пределах определенных территорий, например, в наукоградах.
В этой связи авторами разработан базовый законопроект с целью принятия целого комплекса новых норм, что предполагает внесение изменений в ряд нормативных правовых актов и наделение органов государственной власти специальной компетенцией в этой сфере.
Общественная палата Российской Федерации разделяет мнение авторов законопроекта и считает, что формирование инновационной политики Российской Федерации в настоящее время действительно происходит в условиях несовершенной законодательной базы в инновационной сфере и необходимо устранение имеющейся в ней пробельности.
По нашему мнению, основной проблемой, лишающей хозяйствующих субъектов стимулов к созданию и внедрению в производство научно-технических результатов, является недостаточная проработка в законодательстве Российской Федерации вопросов косвенного финансирования научно-технической и инновационной деятельности, в первую очередь, за счет предоставления различных налоговых льгот и преференций. Данный недостаток может быть устранен путем разработки и принятия ряда специальных законов, вносящих изменения и дополнения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части совершенствования налогообложения субъектов научно-технической и инновационной деятельности.
Необходимо также отметить, что в законодательстве нет эффективных механизмов коммерциализации и внедрения в производство результатов научно-технической деятельности, полученных за счет или с привлечением средств федерального бюджета. Рекомендуем данный пробел восполнить разработкой и принятием специального закона о правах на технологии, созданные за счет или с привлечением средств федерального бюджета, либо включением соответствующих норм в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации.
Зарубежный опыт также свидетельствует о том, что без комплексного подхода, включающего сложный конгломерат детально разработанных правовых норм и положений, касающихся различных отраслей права, прогрессивное развитие инновационной деятельности и трансфера технологий невозможно.
Восполнение указанных пробелов в законодательстве Российской Федерации, рекомендуется осуществлять на федеральном уровне, с разработкой и принятием следующих нормативных правовых актов.
1. Нормативные акты, направленные на оказание государственной поддержки и стимулирование инновационной деятельности.
Законодательство об инновациях должно содействовать:
- созданию благоприятной среды для развития венчурного бизнеса и взаимовыгодной кооперации между частным и государственным секторами;
- обеспечению эффективности использования частным сектором плодов научных исследований и разработок, полученных при поддержке федерального правительства, и передачи технологий, полученных в ориентированных на конкретные цели исследованиях и разработках, либо посредством финансовой помощи, либо в форме инвестиций в национальные лаборатории, их персонал и инфраструктуру.
Необходимо предусмотреть механизмы стимулирования научного развития и инновационной деятельности в форме различных видов налоговых льгот: исследовательский и инвестиционный налоговые кредиты; целевые инвестиционные и инновационные налоговые льготы, предоставляемые под выполнение важных заказов, программ и проектов по созданию, внедрению и использованию результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) для реконструкции производства; государственное страхование займов; ускоренная амортизация и т.д.
Важное место в системе прямых экономических мер государственного воздействия на процессы освоения научных достижений должно быть отведено мерам по стимулированию кооперации промышленных предприятий в области научных разработок, кооперации науки с промышленностью, государственному инвестированию в таких видах финансирования, как целевое, предметно-ориентированное, проблемно-направленное, а также кредитования, лизинга, фондовых операций, планирования и программирования.
Кроме того, считаем, что в законопроекте, комплексно регулирующем инновационные отношения на федеральном уровне, могли бы содержаться следующие основные положения: определение общего содержания понятий "инновационная деятельность", "инновации", "инновационный процесс", "субъект инновационной деятельности", "результаты инновационной деятельности", "инновационное предприятие", "инновационный цикл" и т.д.; разграничение понятий и статуса субъектов научной, научно-технической, инновационной деятельности; основы государственного регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации; определение органов государственной власти и иных субъектов, участвующих в реализации мер поддержки инновационной деятельности; определение перечня форм поддержки развития инновационной деятельности.
2. Нормативные акты, направленные на защиту государственных интересов. Они касаются тех случаев, когда деятельность по созданию инноваций финансируется за счет средств государственного бюджета, в связи с чем возникает необходимость принятия различных организационных решений, упорядочивающих участие государственных органов в этом процессе и обеспечивающих реализацию интересов Российской Федерации.
3. Проект федерального закона о промышленной политике с дополнительной разработкой во исполнение закона программы реструктуризации и концепции инновационного развития.
4. Система нормативных правовых актов в области науки и научно-технической деятельности.
5. Нормативные правовые акты, способствующие созданию развитой институциональной инфраструктуры с большим количеством организаций, финансируемых за счет государственных и частных источников, деятельность которых направлена на освоение инноваций, внедрение их в производство и применение инновационного продукта.
6. Нормативные акты по бухгалтерскому учету, отражающие специфику бухгалтерского учета нематериальных активов.
7. Программные нормативные правовые акты, цель которых - стимулирование, подготовка кадров и повышение квалификационного уровня специалистов для инновационной сферы.
Однако прежде чем на законодательном уровне создать систему нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере науки, творчества, инновационной деятельности, интеллектуальной собственности, следует уделить внимание разработке теоретической модели правового регулирования названных отношений, которая бы обобщила существующий российский и зарубежный опыт, упорядочила систему отношений, нуждающихся в правовом регулировании, обозначила приоритетные направления.
Таким образом, одним из важнейших стратегических приоритетов социально-экономического развития России является формирование инновационной экономики и системы правового регулирования отношений в сфере инноваций и интеллектуальной собственности как необходимого условия ее существования. В Российской Федерации, как и в большинстве развитых стран, идет активный поиск эффективного подхода, который бы, с одной стороны, опирался на всесторонний анализ и понимание глобальных инновационных процессов, особенностей развития высокотехнологичных мировых рынков, а с другой - учитывал текущее состояние отечественной инновационной сферы, ее сильные и слабые стороны, тот социально-экономический контекст, в котором предстоит осуществить переход к инновационной экономике, основанной на знаниях.
На основании изложенного Общественная палата Российской Федерации считает возможным поддержать проект федерального закона N 495392-5 "О государственной поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации" с учетом высказанных рекомендаций и предложений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.