Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 4
Заключение Счетной палаты РФ от 3 октября 2017 г. N 11-1436/11-04вн
на замечания (пояснения) заместителя Председателя Правления Пенсионного фонда Российской Федерации А.В. Куртина к акту проверки обоснованности показателей проекта бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов с подготовкой заключения Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов
(утв. аудитором Счетной палаты 3 декабря 2017 г. В.С. Катренко)
Текст в акте по результатам контрольного мероприятия |
Текст замечаний (пояснений) |
Решение, принятое по итогам рассмотрения замечаний (пояснений) |
В ходе проверки установлено, что расчет прогнозируемых доходов бюджета ПФР, администратором которых является ФНС, осуществлен Фондом с применением Методики N ММВ-7/1/514@. Вместе с тем, при расчете поступления страховых взносов, превышающих предельную величину базы, Фондом применен понижающий коэффициент, для исчисления базы страховых взносов без учета плательщиков, применяющих пониженные тарифы. Указанные коэффициенты для расчета базы в 2018 году составили 0,97645, в 2019 году - 0,98095, в 2020 году - 0, 97975. Применение указанных коэффициентов Методикой N ММВ-7/1/514@ не предусмотрено. |
При расчете поступления страховых взносов, превышающих предельную величину базы, ПФР применен понижающий коэффициент, не предусмотренный Методикой прогнозирования поступлений доходов в бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период (далее - Методика), утвержденной приказом Федеральной налоговой службы от 21 июня 2017 года N ММВ-7/1/514@. Объем поступления страховых взносов от плательщиков, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по тарифу 10% с сумм, превышающих предельную величину базы, определялся с учетом положений статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой исчисление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование плательщиками, применяющими пониженные тарифы страховых взносов, осуществляется в пределах установленной предельной величины базы. С целью недопущения завышения прогнозируемого объема поступления страховых взносов по тарифу 10% база для исчисления страховых взносов скорректирована на суммы выплат и иных вознаграждений, производимых плательщиками, применяющими пониженные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. В процессе обсуждения проекта Методики Пенсионный фонд Российской Федерации письмом от 16.05.2017 N НП-02-17/6836 направлял предложения об уточнении Методики по ряду положений, в том числе по определению базы для исчисления страховых взносов в отношении плательщиков, применяющих пониженные тарифы. Федеральная налоговая служба письмом от 14.06.2017 N БА-4-1/11217@ сообщила, что предложенные замечания будут прорабатываться ФНС России по мере накопления данных статистической налоговой отчетности и дальнейшего совершенствования Методики. Кроме того, следует отметить, что в соответствии с пунктом 1 Методики сумма страховых взносов плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, допускает использование корректирующей суммы поступлений, учитывающей изменения законодательства, а также другие факторы. |
Пояснение принимается во внимание. |
Абзацем 4 части 2 статьи 17 Федерального закона N 167-ФЗ предусмотрено, что Методика расчета межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда на финансовое обеспечение валоризации величины расчетного пенсионного капитала, на компенсацию выпадающих доходов бюджету ПФР в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов, на возмещение расходов по выплате страховых пенсий в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов, на реализацию прав при установлении страховых пенсий отдельным категориям граждан в соответствии с Федеральным законом от 4 июня 2011 г. N 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан", а также на обязательное пенсионное страхование, устанавливается Правительством Российской Федерации. До настоящего момента указанная методика Правительством Российской Федерации не утверждена. Частью 23 статьи 15 Федерального закона N 400-ФЗ установлено, что Методика определения стоимости одного пенсионного коэффициента утверждается Правительством Российской Федерации. До настоящего момента указанная методика Правительством Российской Федерации не утверждена. Вместе с тем, Минтруд России письмом от 28 апреля 2017 г. N 21-5/10/П-2695 направил в Правительство Российской Федерации доработанные, с учетом передачи налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов (протокол совещания у заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец от 13 января 2017 г. N ОГ-П12-109) и пункта 4 протокола совещания у заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец от 22 марта 2017 г. N ОГ-Ш2-65пр, проекты постановлений Правительства Российской Федерации "Об утверждении методики определения стоимости одного пенсионного коэффициента" и "Об утверждении методики расчета межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации", согласованные в установленном порядке с Фондом. В соответствии с пунктом 2 протокола совещания у заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец от 23 мая 2017 г. N ОГ-Ш2-127пр Методики определения стоимости одного пенсионного коэффициента и расчета межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджету ПФР, были поддержаны в редакции, представленной Минтрудом России. Согласно пункту 4 вышеуказанного протокола департаменту социального развития Правительства Российской Федерации поручено подготовить указанные проекты постановлений Правительства Российской Федерации для доклада Председателю Правительства Российской Федерации ДА. Медведеву. На совещании у Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева (протокол от 17 августа 2017г. N ДМ-Ш2-57прдсп) о проектах постановлений Правительства Российской Федерации "Об утверждении методики определения стоимости одного пенсионного коэффициента" и "Об утверждении методики расчета межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету ПФР" была поддержана позиция Минтруда России, Минфина России и Минэкономразвития России об утверждении данных методик на период 2018-2020 годов, при этом поручено проработать и представить в Правительство Российской Федерации до 24 августа 2017 г. согласованные предложения по вопросам: перечня межбюджетных трансфертов, учитываемых при расчете стоимости пенсионного коэффициента в соответствии с законодательством об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации; соответствия положений проекта методики определения стоимости одного пенсионного коэффициента в части расчета его стоимости по состоянию на 1 апреля законодательству Российской Федерации о страховых пенсиях. Минтруд России во исполнение указанного поручения письмом от 24 августа 2017 г. N 21-5/10/П-5593дсп представил в Правительство Российской Федерации доклад о вышеназванных проектах постановлений Правительства Российской Федерации и просил ускорить принятие указанных правовых актов. На момент формирования бюджета ПФР указанные нормативные акты не приняты. |
Отсутствие методики определения стоимости одного пенсионного коэффициента и методики расчета межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации. Минтруд России как головной исполнитель письмом от 28.04.2017 N 21-5/10/П-2695 направил в Правительство Российской Федерации доработанные с учетом передачи налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов (протокол совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец от 13.01.2017 N ОГ-П12-109) и пункта 4 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец от 22.03.2017 N ОГ-Ш2-65пр проекты постановлений Правительства Российской Федерации "Об утверждении методики определения стоимости одного пенсионного коэффициента" и "Об утверждении методики расчета межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации", согласованные в установленном порядке с Пенсионным фондом Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец от 23.05.2017 N ОГ-П12-127пр методики определения стоимости одного пенсионного коэффициента и расчета межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации, были поддержаны в редакции, представленной Минтрудом России. Согласно пункту 4 вышеуказанного протокола Департаменту социального развития Правительства Российской Федерации поручено подготовить указанные проекты постановлений Правительства Российской Федерации для доклада Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву. На совещании у Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева (протокол от 17.08.2017 N ДМ-П12-57пр дсп) о проектах постановлений Правительства Российской Федерации "Об утверждении методики определения стоимости одного пенсионного коэффициента" и "Об утверждении методики расчета межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации" была поддержана позиция Минтруда России, Минфина России и Минэкономразвития России об утверждении данных методик на период 2018-2020 годов, при этом поручено проработать и представить в Правительство Российской Федерации до 24.08.2017 согласованные предложения по вопросам: перечня межбюджетных трансфертов, учитываемых при расчете стоимости пенсионного коэффициента в соответствии с законодательством об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации; соответствия положений проекта методики определения стоимости одного пенсионного коэффициента в части расчета его стоимости по состоянию на 1 апреля законодательству Российской Федерации о страховых пенсиях. Минтруд России во исполнение указанного поручения письмом от 24.08.2017 N 21-5/10/П-5593дсп представил в Правительство Российской Федерации доклад о вышеназванных проектах постановлений Правительства Российской Федерации и просил ускорить принятие указанных правовых актов. |
Пояснение принимается во внимание. |
Прочие доходы от компенсации затрат бюджета ПФР (КБК 392 1 13 02996 06 0000 130) учтены в 2018 - 2020 годах Законопроектом в сумме 3 805 896,2 тыс. рублей ежегодно. Данный показатель принят аналогично показателю бюджета 2017 года, а также оценки его исполнения. При планировании данного показателя не учитывалось кассовое исполнение по состоянию на 1 сентября 2017 года в сумме 2 396 277,1 тыс. рублей. При расчете оценки исполнения данного показателя пропорциональным методом с помощью расчета среднемесячной суммы поступления средств (2 396 277,1 тыс. рублей/8 месяцев * 12 месяцев) его исполнение оценивается в объеме 3 594 415,7 тыс. рублей. Данный показатель в 2016 году исполнен в сумме 3 391 404,7 тыс. рублей. |
При планировании доходов бюджета ПФР по коду бюджетной классификации (далее - КБК) 392 1 13 02996 06 0000 130 (Прочие доходы от компенсации затрат бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации) учитывалось кассовое исполнение данного показателя на 1 апреля 2017 года. |
Пояснение принимается во внимание. |
Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о государственных внебюджетных фондах и о конкретных видах обязательного социального страхования, бюджетного законодательства (в части Пенсионного фонда Российской Федерации) (КБК 392 1 16 20010 06 0000 140) в 2018 - 2020 годах не предусмотрены. При этом в соответствии с пунктом 3.6 Методики N 304ра расчет прогноза доходов производится на плановый период исходя из фактического объема поступлений этих доходов на последнюю отчетную дату текущего финансового года, в котором составляется прогноз доходов на плановый финансовый год. По состоянию на 1 июля 2017 года объем поступлений составил 891 144,7 тыс. рублей. Таким образом, расчетный показатель на 2018 год составляет 1 782 289,5 тыс. рублей (891 144,7/6*12). |
Не предусмотрены доходы по КБК 392 1 16 20010 06 0000 140 (Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о государственных внебюджетных фондах и о конкретных видах обязательного социального страхования, бюджетного законодательства (в части бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации) и 392 1 16 32000 06 0000 140 140 (Денежные взыскания, налагаемые в возмещение ущерба, причиненного в результате незаконного или нецелевого использования бюджетных средств (в части бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации). При формировании законопроекта о бюджете ПФР на 2019-2021 годы расчет показателей по указанным кодам будет произведен исходя из Методики прогнозирования поступлений доходов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правления ПФР от 19.06.2017 N 304ра. |
Пояснение принимается во внимание. |
Средства федерального бюджета, передаваемые бюджету ПФР на осуществление компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в другую местность на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации (КБК 392 2 02 53115 06 0000 151) предусмотрены в 2018 году в объеме 226 662,3 тыс. рублей, в 2019 году - 237 833,5 тыс. рублей, в 2020 году -249 574,8 тыс. рублей. В соответствии с Методикой N 304ра для получения этих показателей был применен метод прямого счета. Показатель определялся умножением среднего размера компенсации на оплату стоимости проезда и провоза багажа, сложившегося в отчетном периоде на прогнозируемую численность получателей. Средний размер компенсации на очередной год определяется с учетом индекса потребительских цен, предполагаемая численность получателей определяется как численность отчетного финансового года с учетом динамики по сравнению с предыдущим. Следует отметить, что расчетный остаток средств на эти цели, по состоянию на 1 января 2018 года составит 2 169 226,1 тыс. рублей, что в 9,6 раза превышает сумму трансферта на 2018 год. Средства федерального бюджета, передаваемые бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на софинансирование социальных программ субъектов Российской Федерации, связанных с укреплением материально-технической базы организаций социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, обучением компьютерной грамотности неработающих пенсионеров (392 2 02 55209 06 0000 151) предусмотрены в объеме 1 000 000,0 тыс. рублей ежегодно. Объем средств предусмотрен без учета реальной потребности регионов в данных расходах. |
Расчетный остаток средств федерального бюджета, передаваемых бюджету ПФР на осуществление компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в другую местность на территории Российской Федерации, на 1 января 2018 года превышает сумму трансферта на эти цели в 2018 году в 9,6 раза. В части бюджетных ассигнований на компенсацию расходов, связанных с переездом пенсионеров из районов Крайнего Севера, следует отметить, что Правила компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, являющимся получателями трудовых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, и членам их семей, утверждены только в декабре 2014 года (постановление Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 N 1351) и их реализация фактически началась с января 2015 года. Учитывая отсутствие в Фонде статистики по данному направлению расходов, бюджетные ассигнования на указанные цели на 2015-2016 годы были рассчитаны Минфином России и включены в бюджет ПФР. Однако в ходе исполнения бюджета данные бюджетные ассигнования были востребованы в меньшем объеме. Как показывает практика, аналогичные нормативные акты Правительства Российской Федерации начинают действовать в полной мере через несколько лет после вступления их в силу. Так, например, реализация постановления Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 г. N 176 (проезд пенсионеров-северян к месту отдыха и обратно) показала, что через 4 года численность пенсионеров, воспользовавшихся своим правом, возросла в 20,2 раза. В связи с изложенным ожидается, что в 2018-2020 годах численность пенсионеров, желающих переехать из районов Крайнего Севера, возрастет. При этом бюджетные ассигнования, включенные в проект бюджета ПФР на 2018-2020 годы, определены при наличии имеющегося остатка практически без увеличения на уровне 2016 года. Софинансирование социальных программ субъектов Российской Федерации является полномочием Минтруда России. Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2122-1, начиная с 1993 года осуществляет финансовое обеспечение мероприятий социальных программ субъектов Российской Федерации, связанных с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам (далее - социальные программы субъектов Российской Федерации), за счет собственных средств (пени, штрафы) в порядке, установленном ПФР. Начиная с 2000 года порядок направления и расходования средств на указанные цели, а также порядок осуществления контроля за их целевым использованием устанавливается Правительством Российской Федерации. С 2008 года и по настоящее время финансирование социальных программ субъектов Российской Федерации осуществляется за счет средств федерального бюджета, передаваемых в виде межбюджетного трансферта бюджету ПФР в объеме 1 млрд. рублей. |
Пояснение принимается во внимание. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.