Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
на проект федерального закона N 95064-7 "О внесении изменений в главу 24 Уголовного кодекса Российской Федерации в части декриминализации ответственности за нарушения законодательства о публичных мероприятиях и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
вносят депутаты Государственной Думы И.В. Лебедев, Я.Е. Нилов, А.Н. Свинцов, С.В. Иванов, А.Н. Диденко
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 95064-7 "О внесении изменений в главу 24 Уголовного кодекса Российской Федерации в части декриминализации ответственности за нарушения законодательства о публичных мероприятиях и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) направлен на декриминализацию уголовной ответственности за неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.
Так, законопроектом предлагается исключить из Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) статью 212.1, устанавливающую ответственность за вышеуказанные деяния. Как следует из пояснительной записки, действующая статья не отвечает требованиям соразмерности тяжести деяния и его последствий. В пример приводится жалоба И.И. Дадина в Конституционный Суд Российской Федерации на предмет соответствия статьи 212.1 УК РФ положениям Конституции Российской Федерации.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 10 февраля 2017 года N 2-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 212.1 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина И.И. Дадина" признал статью 212.1 УК РФ не противоречащей Конституции Российской Федерации. В частности, указывается, что повторное (многократное) совершение лицом однородных (аналогичных) административных правонарушений объективно свидетельствует о недостаточности имеющихся административно-правовых средств для результативного противодействия таким деяниям, что вкупе с иными факторами может рассматриваться в качестве конституционно значимой причины для криминализации соответствующих действий (бездействия), которые, оставаясь в своей нормативной первооснове административными правонарушениями, по характеру и степени общественной опасности приближаются к уголовно наказуемым деяниям и при определенных условиях способны причинить серьезный вред общественным отношениям, поставленным под охрану уголовного закона.
В этой связи, наличие в УК РФ нормы, устанавливающей уголовную ответственность за неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования представляется обоснованной.
Принимая во внимание вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе отклонить в первом чтении проект федерального закона N 95064-7 "О внесении изменений в главу 24 Уголовного кодекса Российской Федерации в части декриминализации ответственности за нарушения законодательства о публичных мероприятиях и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы И.В. Лебедевым, Я.Е. Ниловым, А.Н. Свинцовым, С.В. Ивановым, А.Н. Диденко.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.