Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 189710-7 "О внесении изменения в статью 142 Жилищного кодекса Российской Федерации"
(в части установления запрета на осуществление объединением товариществ собственников жилья деятельности по управлению многоквартирными домами)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству рассмотрел проект федерального закона N 189710-7 "О внесении изменения в статью 142 Жилищного кодекса Российской Федерации", внесенный Саратовской областной Думой (далее - законопроект).
Законопроектом предлагается установить запрет на осуществление объединением товариществ собственников жилья (ассоциациями, союзами) (далее - объединение товариществ собственников жилья) деятельности по управлению многоквартирными домами.
В этой связи Комитет считает возможным отметить следующее.
Согласно части 4 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям. При этом некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами (часть 1 статьи 24 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").
Основной целью объединения товариществ собственников жилья является представление и защита общих интересов товариществ при управлении многоквартирными домами (статья 142 Жилищного кодекса Российской Федерации). Представляется, что для достижения этой цели объединение товариществ собственников жилья может осуществлять деятельность по управлению многоквартирными домами и при этом в отличие от коммерческой управляющей организации, которая преследует только одну цель - извлечение прибыли, ее интерес связан с интересами товариществ собственников жилья, а значит непосредственно собственников помещений в многоквартирных домах.
Следует отметить, что жилищное законодательство действительно не запрещает объединению товарищества собственников жилья осуществлять деятельность по управлению многоквартирными домами, включая в круг управляющих организаций юридические лица независимо от организационно-правовой формы (часть 4.2. статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации). В свою очередь, исходя из анализа положений части 1 статьи 135, пункта 2 статьи 138, пункта 4 статьи 148, части 2.2. статьи 161, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья вправе управлять многоквартирным домом самостоятельно либо привлекать для этих целей лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, включая и объединения товариществ собственников жилья. О наличии права привлечения товариществом собственников жилья соответствующего объединения свидетельствует правоприменительная практика (определение ВАС РФ от 11.10.2011 г. N ВАС-12605/11 по делу N А57-9455/2010, определение ВАС РФ от 30.12.2011 г. N ВАС-16602/11 по делу N А57-15337/2010, Постановление ФАС Поволжского округа от 16.05.2013 г. по делу N А72-4259/2012).
Представляется, что если товариществом собственников жилья посредством привлечения соответствующего объединения к управлению многоквартирным домом достигается поставленная цель - эффективное управление многоквартирным домом, что соответствует интересам как собственников помещений, так и товарищества, то изменение такого положения не согласуется с концепцией Жилищного кодекса Российской Федерации.
Следует отметить, что федеральный законодатель все же ограничил пределы деятельности объединения товарищества собственников жилья по управлению многоквартирными домами.
С 1 января 2015 года деятельность по управлению многоквартирным домом осуществляется на основании лицензии (статья 8 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 255-ФЗ). Исключением из данного правила является осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами, иными специализированными потребительскими кооперативами (часть 1.3. статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации). Законодателем не сделано для объединений товариществ собственников жилья исключения из общего правила по осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами. В связи с чем, в случае осуществления указанным объединением деятельности по управлению многоквартирными домами, оно является лицензиатом в силу положений жилищного законодательства и может осуществлять такую деятельность только на основании лицензии.
С учетом изложенного, Комитет не поддерживает проект федерального закона N 189710-7 "О внесении изменения в статью 142 Жилищного кодекса Российской Федерации".
Председатель Комитета |
Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.