Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по международным делам
на проект федерального закона N 241817-7 "О присоединении Российской Федерации к Марракешскому договору об облегчении доступа слепых и лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию к опубликованным произведениям"
Досье на проект федерального закона
Комитет по международным делам рассмотрел проект федерального закона N 241817-7 "О присоединении Российской Федерации к Марракешскому договору об облегчении доступа слепых и лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию к опубликованным произведениям" (далее - Марракешский договор), внесенный в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 4 августа 2017 года.
Марракешский договор принят на Дипломатической конференции Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) в городе Марракеше 27 июня 2013 года.
В настоящее время участниками Марракешского договора являются Европейский союз и 32 государства - члена ВОИС, в том числе Австралия, Австрия, Аргентина, Бельгия, Бразилия, Германия, Греция, Израиль, Индия, Иран, Канада, Китай, Кыргызстан, Республика Корея, Мексика, Монголия, ОАЭ, Великобритания, США, Турция, Финляндия, Франция, Швейцария, Эквадор, Эфиопия.
Главная цель Марракешского договора состоит в том, чтобы установить ряд имеющих обязательную силу ограничений и исключений в интересах слепых и лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию.
Марракешский договор предусматривает стандартный набор ограничений и исключений в отношении авторских прав в интересах лиц с нарушениями зрения, с тем чтобы можно было воспроизводить, распространять и сделать общедоступными опубликованные произведения в форматах, доступных для лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию, и дать возможность осуществлять трансграничный обмен этими произведениями. Статья 4 Договора устанавливает требование к Договаривающимся сторонам предусмотреть в национальном законодательстве соответствующие ограничения или исключения. Также закрепляется право уполномоченных органов без согласия обладателя авторских прав изготавливать экземпляры произведения в доступном формате, получать от другого уполномоченного органа экземпляр в доступном формате и предоставлять эти экземпляры бенефициарам любым способом, включая некоммерческий прокат или электронное сообщение.
Режим, установленный Марракешским договором, распространяется только на произведения в форме текста, нотной записи и/или связанных с ними иллюстраций, будь то опубликованные или иным образом доведенные до всеобщего сведения с помощью любых средств информации, включая аудиокниги.
Кроме того, Марракешским договором регламентируются вопросы, касающиеся трансграничного обмена экземплярами произведений в доступном формате; импорта экземпляров произведений в доступном формате; обязательств в отношении технических мер; неприкосновенности частной жизни и другие.
Решение о присоединении Российской Федерации к Марракешскому договору принимается в форме федерального закона в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 21 и подпунктов "а" и "б" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", так как его исполнение потребует внесения изменений в действующие федеральные законы, и предметом являются основные права и свободы человека и гражданина.
В соответствии с представленным Правительством Российской Федерации финансово-экономическим обоснованием реализация Марракешского договора не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
По мнению Комитета по международным делам, присоединение Российской Федерации к Марракешскому договору позволит расширить доступ к книгам, журналам, учебным материалам лицам с ограниченными способностями воспринимать печатную информацию, обеспечит для них равный доступ к культурной и социальной жизни общества, позволит осуществлять международный обмен экземплярами произведений, созданными в доступных форматах.
В связи с изложенным Комитет по международным делам рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 241817-7 "О присоединении Российской Федерации к Марракешскому договору об облегчении доступа слепых и лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию к опубликованным произведениям".
Председатель Комитета |
Л.Э. Слуцкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.