Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 239932-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части процедуры реструктуризации долгов в делах о банкротстве юридических лиц",
внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона (далее - проект) дополняет Федеральный закон от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ) новой процедурой - реструктуризацией долгов, применяемой к должнику - юридическому лицу.
Концепция проекта нуждается в обсуждении, поскольку неясна необходимость введения еще одной процедуры в деле о банкротстве, которая не преследует каких-либо иных целей, помимо тех, которые реализуются в таких процедурах банкротства, как наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление.
Кроме того, проект не учитывает изменений, внесенных Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 266-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (например, дополняются утративший силу абзац тридцать четвертый статьи 2 и абзац четвертый пункта 4 статьи 10, которая также утратила силу).
В проектируемом абзаце тринадцатом статьи 2 Федерального закона N 127-ФЗ под реструктуризацией долгов понимается процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику - юридическому лицу в целях восстановления его платежеспособности и удовлетворения требований кредиторов. При этом согласно этой же статье под наблюдением понимается процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов; под финансовым оздоровлением - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности; а под внешним управлением - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности.
Таким образом, предлагаемая проектом процедура реструктуризация долгов по существу представляет собой соединенные в одну процедуру финансового оздоровления и внешнего управления.
Согласно проектируемому абзацу первому статьи 37 Федерального закона N 127-ФЗ в арбитражный суд подается заявление о введении процедуры реструктуризации долгов. При этом не ясно, проверяется ли судом наличие у должника признаков несостоятельности (банкротства). Также возникает неопределённость в вопросах выявления кредиторов должника, установления прав требований и включения их в реестр требований кредиторов. Между тем все эти вопросы, в том числе и возможность восстановления платежеспособности должника, разрешаются в процедуре наблюдения.
В проекте имеются положения, которые не согласованы между собой (например, проектируемый пункт 4 статьи 18.1 предполагает, что план реструктуризации долгов должен быть одобрен залоговым кредитором и судом, а пункт 6 проектируемой статьи 61.20 предусматривает, что решение об одобрении принимается большинством голосов конкурсных кредиторов).
Из проектируемых изменений статьи 38 Федерального закона N 127-ФЗ неясно, посредством чего сведения, которые должны содержаться в отчете о финансовом состоянии должника согласно проектируемой статье 38.1, будут доступны лицу, обязанному составить такой отчет.
В соответствии с проектируемым пунктом 2.1 статьи 39 Федерального закона N 127-ФЗ кредитор обязан предпринять меры "по урегулированию задолженности для предупреждения банкротства должника и восстановления его платёжеспособности" в случае, если кредитор обращается с заявлением о введении в отношении должника процедуры реструктуризации долгов. Данная норма нуждается в дополнительном обсуждении, поскольку обусловливает право на подачу заявления о введении процедуры реструктуризации долгов предпринятыми мерами по восстановлению платежеспособности должника.
В проектируемом пункте 8 статьи 42 Федерального закона N 127-ФЗ следует уточнить действия арбитражного суда в случае, когда поступили заявления о признании должника банкротом и заявления о введении процедуры реструктуризации долгов от других лиц (должен ли суд отложить судебное заседание). Кроме того, данной нормой меняется процессуальный подход к делу о банкротстве: если в действующей редакции на основании первого заявления возбуждается дело о банкротстве, в которое затем вступают другие лица, то согласно проекту это - одно дело, состоящее из нескольких.
Проектируемая статья 61.13 Федерального закона N 127-ФЗ наделяет антикризисного управляющего и собрание кредиторов (комитет кредиторов) полномочиями, позволяющими влиять непосредственно на хозяйственную деятельность должника. Так, пункт 6 указанной статьи предусматривает широкие основания для оспаривания сделок, заключенных должником, что негативно скажется на стабильности гражданского оборота, правах и интересах контрагентов должника, а также потребует пересмотра всех заключённых и неисполненных договоров с учетом их значения для восстановления платежеспособности должника.
В пункте 8 проектируемой статьи 61.18 Федерального закона N 127-ФЗ следует согласовать между собой первое и второе предложения, поскольку непонятно, функционируют ли органы управления должника либо их полномочия передаются собранию кредиторов и антикризисному управляющему. Пункт 14 данной статьи, устанавливая различия в условиях плана реструктуризации, нарушает принцип равенства конкурсных кредиторов.
Нуждается в дополнительном обсуждении пункт 2 проектируемой статьи 61.24 Федерального закона N 127-ФЗ, поскольку указанные в нем случаи восстановления пропущенного срока на обжалование определения суда об утверждении плана реструктуризации не связаны с уважительными причинами пропуска процессуального срока, а касаются обстоятельств введения процедуры реструктуризации долгов.
Проектируемая статья 61.27 Федерального закона N 127-ФЗ, допускающая погашение требований к должнику третьими лицами лишь при наличии "согласия" арбитражного суда, не соответствует статье 382 Гражданского Кодекса Российской Федерации, которая не содержит таких ограничений на переход прав (требований) к другому лицу.
В тексте проекта используются понятия "бухгалтерская отчетность", "финансовая (бухгалтерская) отчетность. В то же время на основании статьи 3 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон N 402-ФЗ) определена "бухгалтерская (финансовая) отчетность".
В новом подпункте 10 пункта 1 статьи 61.12 Федерального закона N 127-ФЗ после слов "неустойки (штрафы, пени) и" необходимо дополнить словом "финансовые". При этом в пункте 3 указанной статьи в целях унификации используемых понятий слова "Центрального банка Российской Федерации" необходимо заменить словами "Банка России".
В пункте 3 проектируемой статьи 61.23 Федерального закона N 127-ФЗ слово "налоговым" необходимо заменить словами "законодательством о налогах и сборах".
Согласно пункту 3 проектируемой статьи 61.29 Федерального закона N 127-ФЗ к отчету прилагается в том числе отчет о прибылях и об убытках должника. Вместе с тем в соответствии со статьей 14 Федерального закона N 402-ФЗ годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 127-ФЗ, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.
Проектируемые положения подпункта 3 пункта 1 статьи 61.12 Федерального закона N 127-ФЗ, предусматривающие, что при введении процедуры реструктуризации долгов снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника, включая наложенные судами и иными органами вне рамок дела о банкротстве (в том числе наложенные по уголовным делам и делам об административных правонарушениях), требуют дополнительного обоснования, поскольку в соответствии с положения статьи 115 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в рамках уголовного дела суд по ходатайству следователя с согласия руководителя следственного органа или дознавателя с согласия прокурора может наложить арест на имущество подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия, для обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, взыскания штрафа, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества, указанного в части первой статьи 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также на имущество, находящееся у других лиц, не являющихся подозреваемыми, обвиняемыми или лицами, несущими по закону материальную ответственность за их действия, если есть достаточные основания полагать, что оно получено в результате преступных действий подозреваемого, обвиняемого либо использовалось или предназначалось для использования в качестве орудия, оборудования или иного средства совершения преступления либо для финансирования терроризма, экстремистской деятельности (экстремизма), организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации).
Положения подпункта 5 пункта 1 проектируемой статьи 61.12 Федерального закона N 127-ФЗ, предусматривающие при введении процедуры реструктуризации долгов приостановление осуществления имущественных взысканий (в том числе по денежным требованиям и по требованиям о передаче имущества) по исполнительным документам, за исключением взысканий по исполнительным документам, выданным на основании вступивших в законную силу до даты введения процедуры реструктуризации долгов судебных актов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возврате должником вещи, полученной по недействительной сделке, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также о взыскании задолженности по текущим обязательствам, необходимо согласовать с проектируемыми положениями части 1 статьи 96 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в соответствии с которыми на основании определения арбитражного суда о введении процедуры реструктуризации долгов судебный пристав-исполнитель приостанавливает исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения указанных процедур судебных актов или являющихся судебными актами, о выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также о взыскании задолженности по текущим платежам и исполнительных документов о взыскании задолженности по заработной плате.
Законопроект нуждается в тщательной лингвостилистической доработке, включая унификацию терминологии, уточнение определений используемых понятий.
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.