Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 269874-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" в части совершенствования деятельности государственных научных центров Российской Федерации", внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона вносятся изменения в Федеральный закон от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - Федеральный закон) в части регулирования деятельности государственных научных центров Российской Федерации. При этом взаимосвязанные положения пунктов 1 и 3 проектируемой статьи 5.1 Федерального закона о целях и предусмотренных функциях научных организаций, имеющих статус государственных научных центров Российской Федерации, не позволяют однозначно выделить их среди других научных организаций, не обладающих таким статусом. Кроме того, согласно законопроекту статус государственного научного центра Российской Федерации присваивается научной организации Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти или государственной корпорации, согласованному с учредителем указанной научной организации. Поскольку в законопроекте не содержится указаний о том, что статус государственного научного центра Российской Федерации может быть присвоен только научной организации, созданной в форме учреждения или унитарного предприятия (учредитель которой является собственником ее имущества), необходимость согласования указанного представления именно с учредителем, а не с уполномоченным органом управления указанной научной организации, нуждается в дополнительном обсуждении. При этом следует иметь в виду, что полномочия учредителя научной организации, созданной в форме государственного учреждения или унитарного предприятия, осуществляет именно федеральный орган исполнительной власти или государственная корпорация.
В соответствии с законопроектом статус государственного научного центра Российской Федерации присваивается научной организации в целях реализации приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации, и в указанных целях государственные научные центры Российской Федерации проводят исследования и разработки, реализуют инновационные проекты, создают новые технологии и обеспечивают их практическое применение. В связи с этим необходимо уточнить, каким образом определяются указанные приоритеты научно-технологического развития Российской Федерации и как данные приоритеты соотносятся с упоминаемыми в Федеральном законе "приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники", которые определяются органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными академиями наук в пределах их полномочий (см., например, пункт 2 статьи 7 Федерального закона, Указ Президента Российской Федерации от 07.07.2011 N 899 "Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации").
Следует учитывать, что отдельные положения законопроекта в представленной редакции носят декларативный и отсылочный характер (например, указанные в пункте 4 новой статьи 5.1 Федерального закона меры государственной поддержки), а также являются спорными (например, не ясно, кого в соответствии с пунктом 1 указанной статьи 5.1 следует считать "лидерами отрасли (научного направления)" и почему среди субъектов, по представлению которых Правительством Российской Федерации может присваиваться статус государственных научных центров Российской Федерации, отсутствует Российская академия наук).
В законопроекте к основным функциям государственных научных центров Российской Федерации отнесено, в том числе, участие в создании и (или) обеспечение функционирования "инфраструктуры научной, научно-технической, инновационной деятельности", необходимой для реализации приоритетов научно-технологического развития, в связи с чем необходимо уточнить, что понимается под указанной инфраструктурой, в частности, как она соотносится с предусмотренным Федеральным законом понятием "инновационная инфраструктура".
В пункте 1 проектируемой статьи 5.1 Федерального закона предлагается осуществлять оценку и мониторинг результативности научных организаций, претендующих на присвоение статуса государственного научного центра, а также мониторинг результативности научных организаций, уже имеющих статус государственного научного центра (пункт 7 указанной статьи 5.1). Вместе с тем в указанных проектируемых нормах не определено, каким государственным органом или уполномоченным юридическим лицом должны проводиться такие оценка и мониторинг.
Согласно положениям законопроекта государственные научные центры Российской Федерации имеют право "получать в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, безвозмездные простые (неисключительные) лицензии на использование результатов интеллектуальной деятельности в случаях, установленных законодательством Российской Федерации". Данное положение нуждается в уточнении, поскольку законодательством Российской Федерации не предусмотрены случаи предоставления государственным научным центрам Российской Федерации безвозмездных простых (неисключительных) лицензий на использование результатов интеллектуальной деятельности.
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.