Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел проект федерального закона N 1060852-6 "О внесении изменений в статьи 13 и 14 Федерального закона "О ветеранах" и с учетом поступивших на законопроект отзывов, замечаний и предложений отмечает следующее.
Законопроект предусматривает включение в систему мер социальной поддержки ветеранов, установленную Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", обеспечение транспортными средствами и оплату проезда.
Авторами законопроекта предлагается осуществлять обеспечение транспортными средствами инвалидов войны за счет средств федерального бюджета посредством выдачи именного сертификата, денежный эквивалент которого составляет 700 тысяч рублей. При наличии противопоказаний к вождению транспортным средством инвалиду войны предлагается предоставить право на передачу управления указанным транспортным средством другому лицу, проживающему с ним в одном населенном пункте.
Инвалидам войны, получившим транспортные средства с использованием указанного сертификата, законопроектом предусматривается также выплата денежной компенсации за бензин, ремонт, техническое обслуживание транспортных средств и запасные части к ним.
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что законопроект направлен на восстановление мер социальной поддержки по обеспечению инвалидов войны транспортными средствами, существовавшую до принятия Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Однако следует отметить, что до изменения Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ системы предоставления льготным категориям граждан мер социальной поддержки, транспортные средства инвалидам войны в качестве мер социальной защиты предоставлялись при наличии установленных медицинских показаний (инвалидам войны 1 группы по зрению или без обеих рук - без медицинских показаний) в качестве средства реабилитации.
Наличие медицинских показаний, которые устанавливались учреждениями медико-социальной экспертизы (ранее - ВТЭК), являлось основным условием при постановке инвалидов войны на учет (очередь) по обеспечению транспортными средствами в органах социальной защиты населения.
Государством выполнены обязательства в отношении инвалидов войны, которые на 1 января 2005 года состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации по обеспечению транспортными средствами в соответствии с медицинскими показаниями, но не были обеспечены ими до указанной даты - все инвалиды войны были обеспечены легковыми автомобилями или им была выплачена единовременная денежная компенсация в размере 100 тысяч рублей в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2008 года N 685 "О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 года N 670 "О порядке предоставления легковых автомобилей и выплаты единовременной денежной компенсации за счет средств федерального бюджета инвалидам, которые на 1 января 2005 года состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями".
При изменении системы предоставления мер социальной поддержки льготным категориям граждан некоторые льготы, предоставляемые ранее в натуральном виде, были заменены на ежемесячные денежные выплаты, дополнительное материальное обеспечение, компенсации и иные выплаты.
Законопроектом предлагается предоставить инвалидам войны также социальную поддержку в виде оплаты проезда, при этом положений, регулирующих оплату проезда, в законопроекте не содержится. Данных положений не содержит и Федеральный закон "О ветеранах", в связи с чем, не понятно, какой вид проезда авторами законопроекта предлагается оплачивать: проезд на городском пассажирском транспорте в любом городе независимо от их места жительства; автомобильном транспорте общего пользования пригородного и междугородного сообщения; железнодорожном, воздушном или на ином виде транспорта (проезд, на котором до 1 января 2005 года инвалидам войны предоставлялся бесплатно).
Следует обратить внимание, что в финансово-экономическом обосновании к законопроекту указываются только дополнительные расходы федерального бюджета в размере 21 млрд. рублей, исходя из стоимости сертификата 700 тысяч рублей и численности инвалидов войны 30 тысяч человек.
Однако по данным Пенсионного фонда Российской Федерации по состоянию на 1 января 2017 года численность инвалидов войны (инвалидов Великой Отечественной войны и инвалидов боевых действий) составляет более 46,5 тысяч человек; лиц, на которых распространяются меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам войны - более 39 тысяч человек (военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
Необходимо отметить, что авторами законопроекта не учтены расходы по обеспечению транспортными средствами участников Великой Отечественной войны, ставших инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин, которым предоставляются меры социальной поддержки инвалидов войны - численностью более 97 тысяч человек.
Кроме того законопроектом предусмотрена выплата денежной компенсации за бензин, ремонт, техническое обслуживание транспортных средств и запасные части к ним, однако расчеты расходов средств федерального бюджета на данную выплату в финансово-экономическом обосновании также отсутствуют.
Представленные дополненные расходы федерального бюджета авторами законопроекта предлагается осуществлять в рамках подпрограммы "Автомобильная промышленность" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности".
При этом Правительство Российской Федерации в заключении отмечает, что данная Программа имеет иную направленность, связанную с развитием промышленного потенциала страны и включение в нее нецелевых мероприятий недопустимо.
Таким образом, дополнительные расходы федерального бюджета авторами законопроекта представлены не в полном объеме и финансово-экономическое обоснование, а также пояснительная записка к законопроекту не соответствуют содержанию законопроекта в целом.
Правительством Российской Федерации законопроект не поддерживается.
Комитет Совета Федерации по социальной политике концепцию законопроекта не поддерживает.
На проект федерального закона поступили отзывы от законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти 48 субъектов Российской Федерации: за принятие законопроекта - 4 субъектов Российской Федерации, против его принятия - 3, мнение 41 субъекта Российской Федерации не выражено (мнения разделились или отзыв одного из органов государственной власти субъекта Российской Федерации отсутствует).
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 1060852-6 "О внесении изменений в статьи 13 и 14 Федерального закона "О ветеранах" при рассмотрении в первом чтении.
Председатель комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.