Досье на проект федерального закона
Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрел проект федерального закона N 243883-7 "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в части особенностей осуществления контрольно-надзорной деятельности в отношении организаций, эксплуатирующих лифты, подъемные платформы для инвалидов и иные подобные средства), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Указанным проектом федерального закона предлагается дополнить часть 2 статьи 8 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) новым положением, на основании которого начало предпринимательской деятельности по "монтажу, демонтажу, эксплуатации (обслуживание и ремонт) лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, кроме эскалаторов в метрополитенах" будет носить уведомительный характер.
Уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности установлен статьей 8 Федерального закона N 294-ФЗ. Частью 2 указанной статьи закреплен перечень видов деятельности, осуществление работ и услуг в составе которых начинается с уведомительного порядка.
Смысл уведомительного порядка заключается в исключении получения разрешений, заключений и иных документов от государственных (муниципальных) органов власти для начала осуществления предпринимательской деятельности. В уведомлении указывается о соблюдении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований (противопожарных, санитарных, лицензионных и т.д.), а также о соответствии их работников, осуществляемой ими предпринимательской деятельности и предназначенных для использования в процессе осуществления ими предпринимательской деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств обязательным требованиям (ч. 4 ст. 8 Федерального закона N 294-ФЗ).
В соответствии с ч. 5 ст. 8 Федерального закона N 294-ФЗ уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности представляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в уполномоченный орган государственного контроля (надзора) непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг после государственной регистрации и постановки на учет в налоговом органе предпринимателя, но до начала фактического выполнения работ или предоставления услуг. Уведомление может представляться в форме электронного документа.
В развитие положений статьи 8 Федерального закона N 294-ФЗ, Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2009 г. N 584 "Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности". В Постановлении, в частности, закрепляется Перечень работ и услуг в составе отдельных видов предпринимательской деятельности (с указанием кода по общероссийскому классификатору) с уведомительным порядком начала осуществления (в настоящее время - 88), утверждаются форма и "Правила предоставления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений".
Обращаем внимание на то, что в последнее время вызывает особую обеспокоенность ситуация с эксплуатацией отдельных потенциально опасных объектов, например, сбои и поломки лифтов в жилых многоквартирных домах. По данным Национального лифтового союза, в 2016 году в среднем по стране доля лифтов, отработавших более 25 лет (в среднем срок службы лифтового оборудования), составляет 27,2%. Это означает, что практически треть лифтового хозяйства страны, если своевременно не обеспечить надлежащий контроль, своевременную замену или модернизацию лифтового оборудования, опасны в эксплуатации. Отчасти этому способствовал недостаточно эффективный государственный контроль за правильным и своевременным обслуживанием работы лифтов со стороны специализированных организаций, не было за это также и ответственности владельцев таких объектов, поэтому с целью экономии средств, они осуществляли обслуживание лифтового оборудования собственными силами либо лифты не обслуживались вовсе. Безусловно, столь значительный процент изношенности лифтов делает их использование потенциально опасным для людей, однако, ситуация по регионам в этом вопросе неоднозначна. Так, реализация проводимой в Москве региональной программы замены лифтов через Фонд капитального ремонта многоквартирных домов, позволила сократить показатель старого лифтового фонда в 2016 году до 3%, тогда как, например, в Московской области данный показатель составляет 32%.
В этой связи считаем, что для выработки системных мер, выравнивания ситуации и решения данной проблемы в целом по стране целесообразно принятие законодательных мер на федеральном уровне.
Следует отметить, что основными правоустанавливающими актам, определяющими обязательные требования к осуществлению деятельности с лифтами и подобными объектами, являются "ТР ТС 011/2011. Технический регламент Таможенного союза. Безопасность лифтов" и "ТР ТС 010/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности машин и оборудования". 24 июня 2017 года принято Постановление Правительства РФ N 743 "Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах", в рамках которого утверждены Правила организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах (далее - Правила), Перечень нарушений требований к обеспечению безопасности таких объектов, создающих угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, возникновения аварии, а также Требования к экспертным организациям, осуществляющим техническое освидетельствование и обследование объектов.
Указанным Постановлением, в частности, установлено, что организация безопасного использования и содержания объекта обеспечивается владельцем объекта и включает соблюдение требований указанных выше технических регламентов Таможенного союза, утвержденных Правил и руководства (инструкции) по эксплуатации объекта.
Правила предусматривают наделение владельцев объектов большей ответственностью за содержание лифтов, эскалаторов и др. объектов. Владелец объекта обязан направлять в уполномоченный орган уведомление о вводе объекта в эксплуатацию при его монтаже, замене, модернизации и т.д., а также при смене владельца объекта (к уведомлению прилагаются копия заключенного договора со специализированными организациями о выполнении работ по монтажу (демонтажу) и т.д. и акт технического освидетельствования объекта), после чего уполномоченный орган проводит контрольный осмотр объекта. Учет введенных в эксплуатацию объектов осуществляется уполномоченным органом в реестре объектов. Работы по обслуживанию и ремонту объектов должны проводиться квалифицированным персоналом с установленной периодичностью их выполнения. Осуществляется техническое освидетельствование объектов (не реже одного раза в 12 месяцев) и их обследование независимыми аккредитованными специализированными организациями.
Поэтому, принимая во внимание существующий подход к обеспечению безопасного использования рассматриваемых в законопроекте объектов, считаем введение уведомительного порядка начала осуществления деятельности по "монтажу, демонтажу, эксплуатации (обслуживание и ремонт) лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, кроме эскалаторов в метрополитенах" необходимой и своевременной мерой, являющейся составной частью комплексного правового механизма, позволяющего осуществлять на надлежащем уровне всесторонний мониторинг и проведение государственного контроля (надзора) за деятельностью лиц (хозяйствующих субъектов), осуществляющих указанные виды деятельности.
Нарушение установленных обязательных требований повлечет дополнительные проверки состояния объектов и деятельности владельцев таких объектов. Добросовестное же соблюдение владельцами установленных требований и процедур уведомлений позволит минимизировать их взаимодействие с уполномоченными органами и сократить количество контрольно-надзорных проверок, что в полной мере соответствует риск-ориентированному подходу осуществления контрольно-надзорной деятельности.
Учитывая изложенное, Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству поддерживает принятие в первом чтении проекта федерального закона N 243883-7 "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в части особенностей осуществления контрольно-надзорной деятельности в отношении организаций, эксплуатирующих лифты, подъемные платформы для инвалидов и иные подобные средства) и предлагает принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
С.А. Жигарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.