Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 345770-7 "О признании недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списание в части налогообложения физических лиц"
Досье на проект федерального закона
Настоящий законопроект разработан в целях реализации "налоговой амнистии".
Немаловажен тот факт, что на сегодняшний день физические лица несут значительную финансовую нагрузку: закредитованность, ипотека, обязательные платежи. Так, по состоянию на 1 октября 2017 года, общая задолженность физических лиц по кредитам составляет 11 512 076 млн. рублей, в том числе просроченная - 54 550 млн. рублей. Следует учитывать, что финансовое бремя граждан постоянно увеличивается в связи с ростом коммунальных платежей, введением дополнительных платежей (например, взнос на капитальный ремонт в 2015 году), отменой налоговых льгот (например, отмена льгот по транспортному налогу в ряде регионов).
На сегодняшний день у населения сформировалась значительная налоговая задолженность, которая копилась много лет из-за несовершенства налоговой системы. Общий объем задолженности оценивается в размере порядка 41 млрд. рублей.
Учитывая, что задолженность свыше трех тысяч рублей взыскивается в судебном порядке (и на данный момент находится в различной степени взыскания), то в данном случае речь идет о небольшой задолженности граждан, размер которой не превышает 3000 рублей, а трехлетний срок для ее судебного взыскания еще не настал. По сути, это задолженность, накопленная физическими лицами в 2015-2016 годах. В основном это долги по имущественным налогам.
Другая категория задолженности - это задолженность по налогам и сборам индивидуальных предпринимателей, которые фактически не осуществляют предпринимательскую деятельность и не получают доход, но вынуждены платить налоги и сборы.
Действующая система налогообложения обязывает всех индивидуальных предпринимателей, уплачивать установленные налоги и сборы, а том числе страховые взносы. Если предприниматель по каким-либо причинам не получил доход, либо получил убыток, связанный с определенной деятельностью, то фактически он должен изыскать дополнительные средства на уплату налогов и страховых взносов, что не всегда представляется возможным, т.к. доход получен не был, либо деятельность не осуществлялась вовсе. Закон же обязывает указанную категорию плательщиков уплачивать, к примеру, страховые взносы не по факту получения дохода, а с момента регистрации в налоговом органе. Регистрация в налоговом органе не должна являться основанием, обеспечивающим получение дохода как такового.
Закон не позволяет начинающим предпринимателям адаптироваться в своей деятельности, не дает времени для безболезненного вхождения на рынок. Так, в связи с резким повышением размера страховых взносов для индивидуальных предпринимателей более чем в 2 раза в 2013 году, почти миллион индивидуальных предпринимателей прекратили свою деятельность, и на сегодняшний день ситуация не изменилась.
Помимо вышеперечисленного, около 3 млн. граждан имеют значительную задолженность по налогу на доходы физических лиц за так называемый "условный доход" (доход в виде материальной выгоды), который возникает в процессе освобождения от кредитов либо процентов по кредитам.
Сложившаяся ситуация мешает развиваться экономике и накладывает на людей несправедливую налоговую нагрузку.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными, в том числе в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Статья 1 Налогового кодекса Российской Федерации закрепляет, что законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах.
С учетом вышеизложенного был разработан проект федерального закона "О признании недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списание в части налогообложения физических лиц".
Законопроектом предлагается признать безнадежными к взысканию и списать недоимку по налогу на доходы физических лиц в части полученных доходов в виде материальной выгоды, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу и транспортному налогу, образовавшуюся у физических лиц по состоянию на 1 января 2017 года, а также связанные с такой недоимкой пени и штрафы.
Также предлагается признать безнадежными к взысканию и списать недоимку по налогам (сборам) и страховым взносам, пени и штрафы в отношении индивидуальных предпринимателей, если такие лица прекратили деятельность либо не подучили доход в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих принятию настоящего Федерального закона. Принятие данного законопроекта будет являться стимулом для дальнейшего развития малого бизнеса, а также позволит в целом улучшить материальное положение граждан, которое существенно ухудшилось за последние три года в связи с ростом налоговой нагрузки и введением государством новых обязательных платежей.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О признании недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списание в части налогообложения физических лиц"
Принятие Федерального закона "О признании недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списание в части налогообложения физических лиц" потребует дополнительные финансовые затраты, покрываемые за счет средств федерального бюджета, которые необходимо учесть в федеральном бюджете на будущие периоды.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О признании недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списание в части налогообложения физических лиц"
Принятие Федерального закона "О признании недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списание в части налогообложения физических лиц" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Принятие Федерального закона "О признании недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списание в части налогообложения физических лиц" потребует принятия федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов нормативного правового акта, устанавливающего перечень документов, при наличии которых принимается решение о признании указанной в Федеральном законе недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и об их списании, а также порядок списания указанной задолженности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.