Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 345947-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (в части совершенствования процедуры отчуждения некоторых объектов санаторно-курортной инфраструктуры)
Досье на проект федерального закона
Важнейшим конституционным правом граждан в Российской Федерации является право на охрану здоровья.
Так, в соответствии со статьей 7 Конституции России в Российской Федерации охраняется здоровье людей. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (статья 41 Конституции Российской Федерации).
Особым направлением в деятельности по охране здоровья является санаторно-курортное лечение, которое в соответствии со статьей 40 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-Ф3 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" направлено на активацию защитно-приспособительных реакций организма в целях профилактики заболеваний, оздоровления; восстановление и (или) компенсацию функций организма, нарушенных вследствие травм, операций и хронических заболеваний, уменьшение количества обострений, удлинение периода ремиссии, замедление развития заболеваний и предупреждение инвалидности в качестве одного из этапов медицинской реабилитации.
Санаторно-курортное лечение осуществляется в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных ресурсов, в том числе в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах.
Обязательным условием для эффективного осуществления санаторно-курортной деятельности является наличие надлежащей материально-технической базы санаторно-курортных организаций и обеспечение гарантий для ее поддержания в надлежащем состоянии, а также использования объектов санаторно-курортной инфраструктуры исключительно для целей оздоровления.
Однако в связи с имеющимся пробелом в правовом регулировании на сегодняшний день санаторно-курортные организации вправе отчуждать объекты недвижимого имущества санаторно-курортной инфраструктуры любым другим субъектам гражданских правоотношений, в том числе тем, кто не осуществляет санаторно-курортное лечение.
Лишь Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрен запрет на нарушение целевого использования земельных участков и соответствующие правовые последствия такого нарушения.
Кавказские Минеральные Воды являются уникальным и старейшим курортом России, насчитывающим более чем 200-летнюю историю.
На территории особо охраняемого курортного региона федерального значения Кавказские Минеральные Воды расположено большое количество памятников истории и культуры, которые испокон веков использовались для курортного лечения.
Сегодня во многих зданиях, представляющих историческую и культурную ценность, располагаются санаторно-курортные организации (санатории, бальнеогрязелечебницы, ванны и т.п.).
Вместе с тем, в конце 2015 года, пользуясь несовершенством российского законодательства были проданы использовавшиеся ранее для осуществления санаторно-курортного лечения следующие объекты культурного наследия здания "Радоновые ванны", "Здание Ермоловских ванн" и "Грязелечебница", право собственности на которые в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2002 N 112 было передано Федерации независимых профсоюзов России.
Новым собственником были взяты на себя предусмотренные Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" охранные обязательства. Однако гарантий продолжения использования указанных объектов санаторно-курортной инфраструктуры для целей оздоровления никто не дает. Напротив, учитывая, что в связи с продажей объектов был уволен весь высококвалифицированный персонал, более вероятным становится риск перепрофилирования данных зданий.
Подобного рода проблемы могут возникнуть и с другими объектами санаторно-курортной инфраструктуры не только Кавказских Минеральных Вод, но и иных курортов России.
Принимая во внимание изложенное, предлагается внесение изменений в законодательство Российской Федерации с целью обеспечения гарантий использования зданий, строений и помещений в них исключительно для осуществления лечебно-профилактической деятельности.
С учетом того, что оздоровление граждан является важнейшей государственной задачей, законопроект предусматривает также закрепление за субъектом Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальным образованием, на территории которых находится данное недвижимое имущество, преимущественного права на приобретение таких объектов в случае их продажи.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (в части совершенствования процедуры отчуждения некоторых объектов санаторно-курортной инфраструктуры)
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (в части совершенствования процедуры отчуждения некоторых объектов санаторно-курортной инфраструктуры) не повлечет дополнительных расходов, финансируемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (в части совершенствования процедуры отчуждения некоторых объектов санаторно-курортной инфраструктуры)
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (в части совершенствования процедуры отчуждения некоторых объектов санаторно-курортной инфраструктуры) не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия новых федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.