Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 325332-7 "О внесении изменений в статьи 14, 15 и 35.1 Федерального закона "О рекламе"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 14, 15 и 35.1 Федерального закона "О рекламе" (далее - законопроект) разработан в соответствии с протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 19 октября 2016 г. N 8 и пунктом 4 раздела 4 протокола заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Реформа контрольной и надзорной деятельности" от 19 мая 2017 г. N 35(5). Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте предлагается исключить указание в Федеральном законе "О рекламе" на проведение антимонопольными органами плановых проверок в сфере рекламы при выявлении превышения уровня громкости звука рекламы над средним уровнем громкости звука прерываемой ею теле-, радиопрограммы или теле-, радиопередачи.
Отмена плановых проверок приведет к снижению нагрузки на предпринимателей при осуществлении государственного надзора в сфере рекламы. Вместе с тем на эффективность проводимого государственного надзора в указанной сфере отмена плановых проверок не повлияет.
При реализации надзорных полномочий в области рекламы антимонопольные органы анализируют в первую очередь образцы рекламных материалов (макеты в печатных СМИ и наружной рекламе, аудио-, видеоролики, буклеты и др.).
Однако при оценке рекламы на предмет соответствия законодательству о рекламе не требуется устанавливать или оценивать реально причиненный ущерб, в том числе моральный, или выявлять перечень потребителей, которые были обмануты в своих ожиданиях рекламой. Необходимо выявить в рекламе несоответствия положениям Федерального закона "О рекламе", например, сведения, не соответствующие действительности, носящие оскорбительный характер образы, введение рекламой потребителей в заблуждение, несоответствие отдельным формальным требованиям.
При этом при проведении плановых проверок в сфере рекламы антимонопольные органы в первую очередь анализируют образцы рекламных материалов, распространявшиеся не ранее 1 года до даты проведения проверок (согласно статье 12 Федерального закона "О рекламе" срок хранения рекламных материалов - 1 год). Соответственно, в рамках проведения плановых проверок оценивается в том числе реклама, которая в момент проведения проверки уже не распространяется и по которой не поступали жалобы, обращения граждан, юридических лиц, то есть по которой нет сведений о том, что данная реклама была воспринята какими-либо лицами как недостоверная, недобросовестная или неэтичная.
Вместе с тем одним из оснований проведения внеплановых проверок является поступление в антимонопольный орган обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, должностных лиц антимонопольного органа, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений обязательных требований законодательства о рекламе.
Соответственно, в рамках внеплановых проверок антимонопольные органы могут выявить рекламу, содержащую нарушения требований Федерального закона "О рекламе" и распространяющуюся в настоящий момент, и пресечь распространение такой рекламы.
Между тем в 2016 году ФАС России в рамках осуществления надзора в области рекламы проведена 331 проверка деятельности хозяйствующих субъектов, из которых плановыми являлись всего 40 проверок.
Кроме того, стоит отметить, что для целей предупреждения, профилактики нарушений законодательства о рекламе, а также оперативной реализации своих полномочий антимонопольные органы также осуществляют иные формы контрольных полномочий в сфере законодательства о рекламе:
- наблюдение за соблюдением обязательных требований при распространении рекламы (как форма мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями) - предусмотрено частью 1 статьи 8.3 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", подпунктом "г" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. N 1346 "Об утверждении Положения о государственном надзоре в области рекламы";
- внеплановые проверки (по заявлениям, обращениям, поступившим в антимонопольный орган, а также при выявлении нарушений в результате проводимого антимонопольным органом наблюдения за соблюдением обязательных требований);
- взаимодействие с саморегулируемыми организациями, ассоциациями в сфере рекламы с целью разъяснения подходов антимонопольных органов и выработки правил поведения на рынке рекламы.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 14, 15 и 35.1 Федерального закона "О рекламе"
Принятие и реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 14, 15 и 35.1 Федерального закона "О рекламе" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 14, 15 и 35.1 Федерального закона "О рекламе"
В случае принятия проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 14, 15 и 35.1 Федерального закона "О рекламе" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 14, 15 и 35.1 Федерального закона "О рекламе"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 14, 15 и 35.1 Федерального закона "О рекламе" потребует внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2012 г. N 1346 "Об утверждении Положения о государственном надзоре в области рекламы".
Ответственный исполнитель - Федеральная антимонопольная служба.
Срок подготовки - в течение 3 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.