Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 350372-7 "О внесении изменений в статьи 366 и 367 Трудового кодекса Российской Федерации в части исключения дублирования полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны труда"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 366 и 367 Трудового кодекса Российской Федерации в части исключения дублирования полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны труда" (далее - законопроект) разработан в соответствии с пунктом 50 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2017 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 г. N 2831-р.
В связи с вступлением в силу с 1 сентября 2017 г. Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 255-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Трудового кодекса Российской Федерации в части уточнения порядка внесения изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" проектируемые статьи законопроекта выделены из проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения дублирования полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны труда".
Минтрудом России проведен анализ полномочий отдельных федеральных органов исполнительной власти как в сфере нормативного правового регулирования вопросов безопасности работников, так и в сфере надзора (контроля) за соблюдением обязательных требований охраны труда. Анализ проводился в том числе в отношении полномочий Роструда и Ростехнадзора в целях исключения их дублирования.
Статьями 366 и 367 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что государственный надзор за соблюдением требований по безопасному ведению работ на опасных производственных объектах осуществляется Ростехнадзором, который проверяет соблюдение государственных нормативных требований охраны труда на объектах угольной, горно-рудной, горно-химической, нерудной, нефтедобывающей и газодобывающей, химической, металлургической и нефтегазоперерабатывающей промышленности, в геолого-разведочных экспедициях и партиях, а также при устройстве и эксплуатации подъемных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, объектов, связанных с добычей, транспортировкой, хранением и использованием газа, при ведении взрывных работ в промышленности, а государственный надзор за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда при эксплуатации электрических и тепловых установок осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти при осуществлении ими федерального государственного энергетического надзора. Вместе с тем в соответствии со статьей 356 Кодекса федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия по федеральному государственному надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающему в себя проведение проверок соблюдения государственных нормативных требований охраны труда, является Роструд.
Для исключения дублирования полномочий Ростехнадзора и Роструда законопроектом предлагается статьи 366 и 367 Кодекса изложить в новой редакции, отнеся к полномочиям Ростехнадзора осуществление государственного надзора за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, а также за соблюдением требований по безопасному ведению работ на объектах электроэнергетики и теплоснабжения, установленных правилами по охране труда.
Для обеспечения нормативного правового регулирования вопросов безопасности в сфере электроэнергетики и теплоснабжения будут пересмотрены Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденные приказом Минтруда России от 24 июля 2013 г. N 328н, и Правила по охране труда при эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденные приказом Минтруда России от 17 августа 2015 г. N 551н, в части определения компетенции федерального государственного энергетического надзора.
В законопроекте не содержится положений, не соответствующих положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта не повлечет за собой дополнительных расходов федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 366 и 367 Трудового кодекса Российской Федерации в части исключения дублирования полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны труда"
Принятие и реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 366 и 367 Трудового кодекса Российской Федерации в части исключения дублирования полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны труда" не потребует дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 366 и 367 Трудового кодекса Российской Федерации в части исключения дублирования полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны труда"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 366 и 367 Трудового кодекса Российской Федерации в части исключения дублирования полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны труда" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 366 и 367 Трудового кодекса Российской Федерации в части исключения дублирования полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны труда"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 366 и 367 Трудового кодекса Российской Федерации в части исключения дублирования полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны труда" потребуется внесение изменений в следующие нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти:
приказ Минтруда России от 24 июля 2013 г. N 328н "Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок";
приказ Минтруда России от 17 августа 2015 г. N 551н "Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации тепловых энергоустановок".
Целью пересмотра данных нормативных правовых актов является уточнение полномочий Ростехнадзора в области безопасного ведения работ на объектах электроэнергетики и теплоснабжения.
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Соисполнитель - Ростехнадзор.
Срок подготовки -1 квартал 2018 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.