Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 355400-7 "О внесении изменения в статью 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
I. Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" предлагает внесение изменения в часть 4 статьи 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), предусматривающего наделение руководителя коллегиального органа, органа, созданного в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, вынесших постановление по делу об административном правонарушении, правом на обжалование вступившего в законную силу решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста на постановление по делу об административном правонарушении.
Часть 1 статьи 30.1 КоАП РФ предусматривает право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении:
1) вынесенное судьей - в вышестоящий суд;
2) вынесенное коллегиальным органом - в районный суд по месту нахождения коллегиального органа;
3) вынесенное должностным лицом - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;
4) вынесенное должностным лицом, указанным в части 2 статьи 23.79, части 2 статьи 23.79.1 или части 2 статьи 23.79.2 КоАП РФ, - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, в уполномоченный соответствующим нормативным правовым актом Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации или соглашением о передаче осуществления части полномочий федеральный орган исполнительной власти либо в районный суд по месту рассмотрения дела;
5) вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, - в районный суд по месту рассмотрения дела.
Из содержания части 6 статьи 30.9 КоАП РФ следует, что решение суда по жалобе на вынесенное коллегиальным органом, органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, постановление по делу об административном правонарушении помимо лиц, указанных в части 1 статьи 30.1 КоАП РФ (а именно лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей), может быть обжаловано руководителем коллегиального органа, органа, созданного в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, вынесших такое постановление.
Однако статьей 30.12 КоАП РФ правом на обжалование вступившего в законную силу решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста на постановление по делу об административном правонарушении должностные лица коллегиального органа, органа, созданного в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, вынесших постановление по делу об административном правонарушении, не наделены.
Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" суды обязаны обеспечить надлежащую защиту прав и свобод человека и гражданина путем своевременного и правильного рассмотрения дел. Согласно части 1 статьи 15 Конституции Российской Федерации Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
Таким образом, отсутствие у коллегиального органа, органа, созданного в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, вынесших постановление по делу об административном правонарушении, полномочий по обжалованию решений суда в порядке надзора препятствует справедливому разбирательству дела судом, предполагающим окончательность и стабильность судебных актов, вступивших в законную силу, и их исполнение.
Принятие федерального закона позволит коллегиальным органам, органам, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, вынесшим постановление по делу об административном правонарушении, обжаловать в порядке надзора решение судьи в вышестоящий суд.
Данный законопроект был направлен в Совет законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации (N 7-190). Комиссией Совета законодателей по координации законотворческой деятельности и мониторингу законодательства (далее - Комиссия) проект федерального закона рассмотрен и концептуально поддержан.
В заключении Комиссии предлагается уточнить, имеется ли основание для уточнения полномочия руководителя коллегиального органа, созданного в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, по обжалованию вступивших в законную силу решений в иных случаях, например, в части 5 статьи 30.12 КоАП РФ. Полагаем, что в иных случаях, в том числе в часть 5 статьи 30.12 КоАП РФ, внесение аналогичных изменений не потребуется в связи с тем, что коллегиальные органы, созданные в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, самостоятельно выносят решения по делам об административных правонарушениях, руководители указанных органов не направляют дела об административных правонарушениях на рассмотрение судье.
II. Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не содержит факторов, способствующих проявлению коррупции.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.