Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 360017-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение требований к организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение требований к организации безопасного использования и содержания лифтов, подъёмных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах" (далее - законопроект) разработан во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 31 января 2017 г. АХ-П9-468 по вопросу об установлении административной ответственности за нарушение порядка организации безопасного использования и содержания опасных объектов.
После исключения в 2013 году лифтов из категории опасных производственных объектов Ростехнадзором не проводились расследования аварий на лифтах и не велся их учет. В результате значительно возросло количество аварий при эксплуатации лифтов, повлекших гибель людей.
Так, в 2010 году при авариях на лифтах погибло 2 человека,
в 2011 году - 4 человека,
в 2012 году - 1 человек,
в 2013 году (после исключения лифтов из категории опасных производственных объектов) - 12 человек (по информации из средств массовой информации и данным, предоставленным Национальным союзом страховщиков ответственности и Национальным Лифтовым Союзом),
в 2014 году - 14 человек (по информации из средств массовой информации, данным, предоставленным Национальным союзом страховщиков ответственности и Национальным Лифтовым Союзом и данным Ростехнадзора, полученным при проведении технических расследований).
После наделения Ростехнадзора в 2014 году полномочиями по техническому расследованию аварий на опасных объектах (лифтах, подъемных платформах для инвалидов, пассажирских конвейерах (движущихся пешеходных дорожках)), в том числе по подготовке предложений о мерах по устранению причин аварии и предупреждению возникновения подобных аварий, количество аварий, приведших к гибели людей, вновь начало сокращаться.
Так, в 2015 году (после наделения Ростехнадзора указанными полномочиями) при авариях на лифтах погибло 4 человека, в 2016 году - 6 человек.
Данная ситуация однозначно свидетельствует о необходимости совершенствования законодательства в целях обеспечения защищенности граждан на опасных объектах.
Законопроектом предлагается установить административную ответственность за нарушение утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г. N 743 Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах (далее - Правила), устанавливающих требования к организации безопасного использования и содержания опасных объектов.
В целях обеспечения соблюдения Правил предлагается установить административную ответственность за их нарушение для организаций, осуществляющих эксплуатацию опасных объектов, а также для должностных лиц и специалистов указанных организаций.
Принятие предлагаемых изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не потребует дополнительных расходов федерального бюджета для их реализации и не повлечет за собой негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Законопроект не устанавливает ранее непредусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации обязанностей, запретов или ограничений для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение требований к организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение требований к организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах" не потребует увеличения расходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации.
Реализация положений проекта федерального закона будет осуществляться в пределах установленной предельной численности работников органов государственной власти, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение требований к организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение требований к организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законодательных актов Российской Федерации.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение требований к организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение требований к организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах" не потребует признания утратившими силу, приостановления или принятия актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации и актов федеральных органов исполнительной власти.
Принятие законопроекта потребует внесения изменений в Перечень должностных лиц Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденный приказом Ростехнадзора от 30 июня 2009 г. N 588, направленных на наделение должностных лиц Ростехнадзора полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных законопроектом;
основание - пункт 5 законопроекта, часть 4 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
срок - 3 месяца после принятия законопроекта;
ответственный исполнитель - Ростехнадзор.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.