Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 361159-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен в целях приведения ряда законодательных актов в соответствие с конституционно-правовой природой института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и создания надлежащих условий для обеспечения его деятельности.
В соответствии со статьей 37 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 года N 1-ФКЗ "Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (далее - Закон), для обеспечения деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (далее - Уполномоченный) создается рабочий аппарат. Согласно пункту 1 статьи 2 Закона Уполномоченный независим и неподотчетен в своей деятельности.
Уполномоченный утверждает структуру рабочего аппарата, положение о нем и его структурных подразделениях (статья 39 Закона), в частности, он вправе определять конкретных должностных лиц, уполномоченных рассматривать и проверять адресованные ему жалобы. Уполномоченный непосредственно руководит работой данного аппарата. По вопросам, связанным с руководством рабочим аппаратам, Уполномоченный издает распоряжения (пункт 3 статьи 39 Закона), являющиеся правовыми актами.
Сотрудники рабочего аппарата Уполномоченного проходят государственную гражданскую службу в соответствии с положениями, закрепленными в Федеральном законе от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
На основании взаимосвязанных требований, изложенных в статьях 2, 23, 37, 39, 40 Закона и статей 12, 15, 47, 68 названного Федерального закона, квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются распоряжением Уполномоченного с учетом его задач и функций и включаются в должностной регламент гражданского служащего рабочего аппарата Уполномоченного, обязательного для исполнения, как и исполнение поручений Уполномоченного, данные в пределах его компетенции, установленной Законом.
Несмотря на обозначенные законодательные требования в ряде иных нижеперечисленных законодательных актах существует пробел, препятствующий надлежащему обеспечению деятельности Уполномоченного по защите, восстановлению прав и свобод человека, в том числе при рассмотрении жалоб и их проверке.
Отсутствие в Законе Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации, Федеральном законе "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и Федеральном законе "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" указания о праве сотрудников рабочего аппарата Уполномоченного на посещение мест принудительного содержания при исполнении ими служебных обязанностей по распоряжению Уполномоченного не корреспондирует требованиям Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в российской Федерации", имеющим большую юридическую силу.
Данный пробел позволяет необоснованно отказывать в допуске сотрудников рабочего аппарата Уполномоченного в места лишения свободы либо задерживать их допуск до нескольких суток.
Принятие законопроекта урегулирует эти проблемные вопросы с определенными особенностями, закрепленными в Законе. Устраняя обозначенные пробелы в законодательстве Российской Федерации, создаются надлежащие условия для обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в ходе деятельности Уполномоченного по защите, восстановлению прав и свобод человека, контролю и надзору за их обеспечением.
Законопроектом учитывается, что места принудительного содержания являются режимными учреждениями, поэтому круг сотрудников рабочего аппарата ограничен теми лицами, которым Уполномоченным письменно дано указание на осуществление проверок с установлением даты посещения учреждения.
Проект федерального закона направлен не только на полное и незамедлительное обеспечение правовых условий деятельности Уполномоченного и его рабочего аппарата в местах принудительного содержания, но и на более открытую и прозрачную работу УИС по обеспечению защиты и восстановлению прав человека, а также гуманизацию и совершенствование законодательства Российской Федерации в данной области.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.