Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по культуре
на проект федерального закона N 243990-7 "О внесении изменений в статьи 3 и 5.1 Федерального закона "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" (в части совершенствования процедуры выдачи прокатного удостоверения), внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет по культуре рассмотрел проект федерального закона N 243990-7 "О внесении изменений в статьи 3 и 5.1 Федерального закона "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" (в части совершенствования процедуры выдачи прокатного удостоверения), внесенный Правительством Российской Федерации.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 22.08.1996 г. N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации", направленные на расширение случаев, когда прокат и (или) показ фильма на территории Российской Федерации допускается без прокатного удостоверения.
Проектом федерального закона предлагается ввести понятие "кинофестиваль", под которым понимается культурно-просветительное мероприятие, проводимое в соответствии с регламентом (правилами), утверждаемым организаторами кинофестиваля, и представляющее собой публичную демонстрацию специально отобранных фильмов, которое может включать конкурсную программу, состоящую из оцениваемых жюри фильмов (пункт 1 статьи 1 законопроекта).
При этом, пунктом 2 статьи 1 законопроекта предлагается установить, что прокатное удостоверение не будет требоваться при осуществлении показа фильма на проводимом на территории Российской Федерации кинофестивале, включающем конкурсную программу, состоящую из оцениваемых жюри фильмов, общая продолжительность которого составляет не более десяти дней, при условии, что показ такого фильма на кинофестивале осуществляется не позднее одного календарного года, следующего за годом создания фильма.
В настоящий момент частью первой статьи 5.1 Федерального закона "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации", предусмотрено, что допустим показ фильма без прокатного удостоверения только в случае его показа на проводимом на территории Российской Федерации международном кинофестивале, при этом фильм должен быть специально ввезен из-за рубежа для данного показа.
Предлагаемые изменения, по мнению автора законопроекта, обусловлены тем, что, как правило, зарубежные и отечественные фильмы, представляемые на кинофестивали, являются режиссерскими версиями и создаются в единственном экземпляре исключительно для фестивального показа, а в случае показа фильма на кинофестивале без прокатного удостоверения организаторы кинофестиваля несут установленную в соответствии со статьей 14.58. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность.
Комитет по культуре предлагает ко второму чтению рассмотреть вопрос о дополнении понятия "кинофестиваль" положением об обязательном наличии конкурсной программы, специальной отборочной комиссии, условием, что фильм может демонстрироваться на кинофестивале не более двух раз, а также нормой о том, что кинофестиваль проводится в пределах одного субъекта Российской Федерации. Данные уточнения позволят разграничить проведение кинофестиваля с прокатом фильма, для осуществления которого получение прокатного удостоверения является обязательным условием.
Кроме того, статьей 5.1 Федерального закона "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" установлено, что прокатное удостоверение не требуется для показа по эфирному, кабельному, спутниковому телевидению фильма, созданного для такого показа. Однако, в настоящее время не представляется возможным четко определить случаи, когда фильм специально создается для показа по телевидению. В связи с этим необходимо в законе уточнить особенности этих фильмов.
Проектом федерального закона предлагается установить, что прокатное удостоверение не будет требоваться при осуществлении показа любого фильма по эфирному, кабельному, спутниковому телевидению.
Необходимо отметить, что фильмы как отечественного, так и зарубежного производства в большинстве случаев демонстрируются по телевидению уже после того, как заканчивается их кинотеатральный прокат, поскольку именно кассовые сборы от демонстрации фильмов в кинотеатрах приносят правообладателям наибольший доход. Как уже было отмечено, для показа в кинотеатрах фильмы в установленном порядке получают прокатные удостоверения. Таким образом, большая часть демонстрируемых на телеканалах фильмов имеет прокатные удостоверения.
С учетом изложенного, Комитет по культуре поддерживает проект федерального закона N 243990-7 "О внесении изменений в статьи 3 и 5.1 Федерального закона "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
С.С. Говорухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.