Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 231361-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования и социального обслуживания и признании утратившей силу статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования", внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается внести в отдельные федеральные законы в сфере культуры, охраны здоровья, образования и социального обслуживания положения, предусматривающие формирование Общественной палатой Российской Федерации и общественными палатами субъектов Российской Федерации общественных советов по проведению независимой оценки качества оказания услуг организациями в указанных сферах (далее также - общественные советы). При этом данным положения устанавливают, что общественные советы формируются в срок не позднее месяца со дня получения предложения от федерального органа исполнительной власти либо, соответственно, от органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Следовательно, речь идет не о праве, а об обязанности Общественной палаты Российской Федерации и общественных палат субъектов Российской Федерации. В этой связи предлагаемые изменения в часть 3 статьи 16 Федерального закона от 4 апреля 2005 года N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации" (пункт 2 статьи 5 законопроекта) и часть 7 статьи 11 Федерального закона от 23 июня 2016 года N 183-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации (пункта 2 статьи 9 законопроекта) создают внутреннее противоречие изменяемых норм, поскольку в изменяемых нормах перечислены права, а не обязанности соответствующих общественных палат.
В статье 36.1 Закона Российской Федерации от 9 октября 1992 года N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (далее - Основы) предлагается заменить слова "время ожидания предоставления услуги" на слова "доступность услуг для инвалидов" (подпункт "а" пункта 1 статьи 1 законопроекта). Учитывая, что в соответствии с этой статьей установлено, что независимая оценка качества оказания услуг (далее - независимая оценка) организациями культуры предусматривает оценку условий оказания услуг по общим критериям, то при внесении предлагаемого изменения возникнет внутреннее противоречие, поскольку такой критерий как доступность услуг для инвалидов, можно отнести только к определенной категории граждан, имеющих ограниченные возможности. Замечание аналогичного характера может быть отнесено также к проектируемым нормам пункта 1 статьи 6, подпункта "в" пункта 2 статьи 7, подпункта "б" пункта 2 статьи 8 законопроекта.
Проектируемая норма новой части семнадцатой статьи 36.1 Основ, согласно которой "в трудовые договоры с руководителями государственных и муниципальных организаций культуры включаются положения о достижении целевых показателей работы для учета результатов независимой оценки качества оказания услуг организациями культуры и ответственности за их невыполнение", по нашему мнению, является излишней, поскольку в соответствии с новой частью восемнадцатой указанной статьи и с нормами пункта 2 части 27 статьи 30 Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесений изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" трудовой договор с руководителем бюджетного учреждения предусматривает, в том числе показатели оценки эффективности и результативности его деятельности и при оценке эффективности деятельности руководителей учитываются результаты независимой оценки. Замечания аналогичного характера касаются положений пункта 11 статьи 6 законопроекта и подпункта "о" пункта 2 статьи 8 законопроекта.
В пункте 2 статьи 6 законопроекта упоминаются медицинские организации, "участвующие в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи" различного уровня подчинения. По нашему мнению, указание на реализацию программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи излишне, так как оно содержится в пункте 1 части 9 изменяемой нормы и касается медицинских организаций любого уровня подчинения.
Исходя из положений абзаца второго пункта 3 статьи 6 законопроекта, определяющего состав общественного совета, возникает вопрос о возможности реализации нормы части 2 статьи 79.1 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), устанавливающей необходимость оценки компетенции работников медицинской организации в рамках проведения независимой оценки.
В соответствии с абзацем третьим пункта 3 статьи 6 законопроекта Правительством Российской Федерации утверждается Положение об общественном совете (общее для общественных советов всех уровней). В этой связи требует пояснения необходимость разграничения в проектируемой норме общественных советов.
Как следует из положений пунктов 4 - 11 статьи 6 законопроекта органы местного самоуправления лишаются права проведения независимой оценки подведомственны медицинских организаций. Следовательно, независимая оценка не коснется большинства медицинских организаций страны, которые, в основном, являются муниципальными. Вместе с тем в пункте 11 статьи 6 законопроекта предусмотрена ответственность руководителей медицинских организаций муниципальной системы здравоохранения за "непринятие мер по устранению недостатков, выявленных в ходе независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями", которые в данных медицинских организациях не проводились. Исходя из пояснительной записки к законопроекту органы местного самоуправления лишаются права на проведение независимой оценки и будут применять результаты независимой оценки, проведенной по отношению к медицинским организациям государственной системы здравоохранения, к подведомственным им медицинским организациям. По нашему мнению, данная позиция требует дальнейшего обсуждения, имея в виду, что финансирование, а следовательно, и ресурсное обеспечения муниципальных медицинских организаций отличается и не в лучшую сторону от медицинских организаций государственной системы здравоохранения. Кроме того, "принятие мер по устранению выявленных недостатков", исходя из того, что недостатки выявлены при оценке медицинских организаций государственной системы здравоохранения, может быть проблематичным для муниципальных медицинских организаций с учетом их финансового состояния и необходимостью принятия мер, требующих значительных дополнительных финансовых затрат.
Проектируемые положения статьи 10 законопроекта противоречат не только положениям Федерального закона (например, статье 79.1 Федерального закона с учетом предлагаемых изменений в статье 6 законопроекта), но и иным федеральным законам в части возможности внесения общественными советами изменений в результаты выполненных по госконтрактам работ, стороной по которым они не являлись. По нашему мнению, во избежание коллизий норм и исходя из наименования законопроекта, положения статьи 10 законопроекта необходимо внести в рассматриваемые федеральные законы и иные федеральные законы в качестве самостоятельных норм с возможным изменением действующих норм при необходимости. Аналогичное замечание касается статьи 11 законопроекта.
Наименование законопроекта необходимо оформить следующим образом:
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования и социального обслуживания
Дополнительная юридико-техническая правка по тексту законопроекта прилагается.
Приложение на 73 стр.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.